Славный Абрамов. В Ижевске вспомнили Русского танка, получившего звание «Выдающийся боксер СССР»

Николай Польчёнок

На ринге ижевского спорткомплекса «Динамо» прошел Всероссийский турнир «Память» по боксу. Символично, что незадолго до этого турнира ветераны бокса Удмуртии вспоминали самого именитого боксера-земляка Андрея Абрамова, получившего громкое прозвище Русский танк.

Момент финального боя в весовой категории 81 кг на турнире «Память». Фото: Николай Польчёнок«Легендарный бой» Абрамова и Мохаммеда Али

В турнире «Память», где на ринге выступали боксеры из семи регионов Приволжья, первенствовал квартет ижевских атлетов (Максим Пастухов, Роман Баженов, Антон Третьяков, Ризван Гусейнов) и двое спортсменов из Сарапула (Виктор Мальцев и Артем Марков).

За их боями внимательно наблюдали почетные гости во главе с ветераном удмуртского бокса Феликсом Туртыгиным. Именно его обозреватель «ДЕНЬ.org» попросил вспомнить самого титулованного боксера Удмуртии Андрея Абрамова. В начале декабря Русскому танку, Королю ринга исполнилось бы 80 лет.

Андрей АбрамовАндрей Абрамов начал заниматься боксом в 14 лет в секции Ижевского машиностроительного завода у Александра Дудырева. Вскоре после призыва в армию Андрей Абрамов попал в ЦСКА, и с этим армейским клубом были связаны все громкие победы Русского танка.

Это прозвище Абрамов получил от соперников, выиграв три чемпионата Европы кряду (1957, 1959 и 1961).

В финале европейского первенства-1957 в Праге в тяжелом весе (свыше 81 кг) Абрамов смял румына Василе Мариутана, а через два года в швейцарском Люцерне разбил англичанина Дэвида Томаса.

В 1960 году в ранге лучшего в Старом Свете «тяжа» Андрей Абрамов приехал на свою первую (и последнюю) в карьере Олимпиаду. В олимпийском Риме Андрей Васильевич дошел до четвертьфинала, где далеко не очевидно уступил будущему чемпиону Игр хозяину ринга Франко де Пиколли.

«Никаких телевизионных трансляций тогда не было, можно только догадываться, что рефери запросто и бессовестно могли засудить советского боксера», — допускают ижевские ветераны бокса.

Через год после Олимпиады в решающем бою на Евро-1961 в Белграде Андрей Абрамов буквально «вогнал в канаты» итальянца Бенито Пенна. Не исключено, что все то, что в Риме не досталось синьору Пиколли, сполна получил его соотечественник.

Любопытно, что на XVII Олимпийских играх-1960 в столице Италии в «соседней» с Абрамовым весовой категории (в полутяжелом весе до 81 кг) золотую медаль завоевал молодой тогда Кассиус Клэй — будущий звездный боксер-профессионал, известный всему миру как Мохаммед Али.

По одной легенде, Абрамов якобы однажды боксировал с Али, но сейчас ясно, что в этой истории вымысла больше, чем подлинности.

Европейское серебро на московском ринге

Помимо трех европейских золотых медалей Андрей Абрамов шесть раз выигрывал звания чемпиона Советского Союза, а в 1962 году был удостоен звания Заслуженного мастера спорта СССР (позже к этим регалиям добавилось еще одно — от Федерации бокса СССР — «Выдающийся боксер Советского Союза»).

В середине 60-х его карьера пошла на спад, а всего на ринге Андрей Абрамов провел 160 боев и в 148 поединках одержал победу.

Феликс Туртыгин. Фото: Николай Польчёнок«Я познакомился с Андреем Абрамовым в 1963 году в Москве, в Лужниках, — Феликс Туртыгин восстанавливает давнюю хронологию личных встреч. — С группой молодых ижевских боксеров мы поехали в Москву смотреть большой бокс. В тот год Москва принимала XV чемпионат Европы. Причем в столицу нас отправлял дядя Вася — отец Андрея Абрамова и человек, который очень много сделал для развития бокса в Ижевске…»

На «домашнем» континентальном первенстве Андрей Васильевич в четвертый раз дошел до финала, но быть лучше Йозефа Немеца из Чехословакии он уже не смог и получил только «серебро».

«Честно говоря, мне было непонятно, как он отдал этому боксеру "свое" "золото"», — недоумевает наш собеседник.

«Андрей был типичным классическим боксером-тяжем, — вспоминает Феликс Туртыгин. — Дисциплинированным спортсменом, я бы даже сказал, очень послушным, работящим, добрым, спокойным и вдумчивым. При этом в ринге, несмотря на то, что его вес переваливал за центнер, Абрамов отличался прекрасным движением. Создавалось впечатление, что он летает и боксирует в весовой категории не больше 69 кг. Его высокая подвижность для соперников "усугублялась" его массой и сокрушительными ударами. Кулак у Андрея был размером с не самую маленькую голову. Основной его удар был правой. Пропустив этот удар, зачастую его противники сразу корчились от боли, а судьи, взяв проигравшего под руки, уводили их с ринга».

Незабываемая встреча и неподобранные слова

Феликс Венедиктович много раз встречался с Андреем Васильевичем, но из этого множества встреч он не может забыть одну.

«Как-то раз, будучи на очередном тренировочном сборе в Москве, я снова увиделся с Андреем, — рассказывает ветеран. — "О Фелька! — обрадовался Абрамов. — Погоди меня. Сейчас я приму душ, а потом мы поедем ко мне домой". Приезжаем, и Андрей говорит мне: "Угощаю!" Наливает стакан водки и протягивает мне. "Да вы что?! Я не буду! Я же спортсмен!" — "А-а-а, все ломаешься! — сказал Андрей и сам "опрокинул" стакан. — "Видишь, как я!" Скажу откровенно, я до сих пор не знаю, что и как я должен был сказать ему в тот момент. Подобрать правильные слова я так и не могу…»

 

В марте наступающего года в Ижевске состоится первенство Приволжья среди юношей, и этот турнир будет носить официальное название «Мемориал Андрея Абрамова».