Хорошо забытое старое. Торговые ларьки и павильоны в Удмуртии могут обрести второе дыхание

Дмитрий Манылов

Оптимизировать сосуществование мелких и крупных игроков на сужающихся рынках — задача ключевая и едва ли не философская. В торговле это выглядит как примирение гипермаркетов с ларьками. В последнее время в Ижевске представители павильонного формата торговли усиливают давление на власть, и, возможно, помощь придет откуда не ждали: Минпромторг РФ готовит серьезное изменение правил ведения торговли.

Фото: panoramio.comДействующая система согласования размещения нестационарных торговых объектов фактически не работает. Причем изъян заложен в самой нормативной базе. Муниципалитеты Удмуртии сегодня руководствуются порядком разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденным в конце 2010 года. На сайте администрации Ижевска выложена схема от октября 2012-го. В соответствии с этим документом в каждом из пяти городских районов согласовано размещение не более трех торговых павильонов — на весь город семь отдельных павильонов и два остановочных комплекса.

Зависшие ларьки

Бизнес-омбудсмен из Удмуртии Александр Прасолов на совещании с Борисом Титовым. Фото: ombudsmanbiz18.ruВ документе сказано, что утверждение схемы не является основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, эксплуатация которых была начата до утверждения схемы. Получается, что все ларьки, появившиеся в Ижевске до октября 2012 года, зависли в воздухе. В этой связи стоит напомнить кампанию предыдущей городской администрации по облагораживанию облика Ижевска, когда с предпринимателями не продлялись договоры аренды муниципальной земли, а потом павильоны шли под снос. Причем на одной из веток Марковских форумов вспомнили о том, что незадолго до этого существовал активно функционировавший рынок переуступки права на аренду земли под киоски и цена павильонов была сопоставима с ценой объектов недвижимости.

Сейчас власти города, ссылаясь на жесткие принципы включения объектов в схему размещения, блокируют какие-либо движения на этом рынке. Первым пунктом в правилах записано, что, принимая решение о размещении нового торгового объекта, городские чиновники должны обращать внимание на достижение норматива минимальной обеспеченности населения торговыми точками.

Денис Агашин опубликовал в свое время в своем Живом Журнале новое видение оформления остановок общественного транспорта.На начало 2014 года, как отмечал заместитель главы администрации Ижевска Дмитрий Космин, обеспеченность торговыми площадями в городе составляла 1 068,1 кв. м на тысячу жителей, что превышало российский норматив в 1,9 раза. В Ижевске на тот момент существовало 535 нестационарных торговых объектов. С тех пор площадь торговых помещений только увеличивалась, один лишь торговый центр «Италмас», который полностью откроется в начале 2016 года, даст немалый прирост торговых площадей. Шутки по поводу избыточного количества торговых центров в Ижевске стали привычным делом.

Исходя из этого принципа, логика администрации понятна: раз обеспеченность торговлей зашкаливает, то нет никакого смысла расширять схему по нестационарным объектам, тем более что ларьки и все, что с ними связано, традиционно рассматриваются как пережиток 90-х, который должен уступить место современной цивилизованной торговле. Поэтому давление малого бизнеса, настаивающего на жизнеспособности павильонной торговли, неоднократно транслированное удмуртским бизнес-омбудсменом Александром Прасоловым, не встречало понимания у властей Ижевска.

Александр Прасолов отмечает, что конфликт между предпринимателями и администрацией города длится уже не один год. В конце ноября в администрации Ижевска в очередной раз была созвана рабочая группа по рассмотрению схемы размещения нестационарных торговых объектов. Существующая схема была принята на 3 года, и сейчас как раз подошло время, чтобы ее актуализировать.

По мнению замглавы администрации Ижевска Дмитрия Космина, большинство мест размещения действующих ларьков и торговых павильонов не может быть включено в схему. Причина в том, что они расположены либо на коммуникациях, либо за пределами так называемых «красных линий», которые, согласно Градостроительному кодексу, обозначают границы территорий общего пользования, земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Начнем с «головы»

Достичь компромисса между предпринимателями и чиновниками так и не удалось, более того, странно было ожидать от последних отступления от четко расписанных правил, разработанных Минторгом УР. Он в свою очередь тоже не взял их с потолка, поэтому чтобы достичь успеха в таких делах, нужно начинать с «головы».

Неожиданно защитником ларьков стал замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. Фото пресс-службы Минпромторга РФ.У предпринимателей появился шанс на то, что кризис поспособствует тому, что «голова» повернется в их сторону. На днях заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов озвучил новую главную задачу министерства в сфере развития торговли — максимальное высвобождение предпринимательской инициативы. На сайте Минпромторга РФ приводится его высказывание по этому вопросу: «Для смягчения и преодоления кризисных явлений необходим комплекс неотложных мер, позволяющих, с одной стороны, быстро облегчить ведение торгового бизнеса, а с другой стороны, максимально расширить каналы сбыта для производителей. Ключевую роль здесь может сыграть развитие мобильной и нестационарной торговли».

Получается, что те самые ларьки и павильоны, которые все считали вчерашним днем, теперь в тренде и авангарде государственной политики. Минпромторг прорабатывает возможность продления арендных договоров без проведения торгов, соблюдение принципа «меняется место — сохраняется бизнес» предполагает расширение мобильной торговли в крупных населенных пунктах. Кроме того, планируется организовать в торговле институт саморегулирования.

Изменения могут коснуться и того самого норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, который превышен в Ижевске. Новые усовершенствованные нормативы будут дифференцированы по различным торговым форматам. Предполагается прописать также правило, по которому в радиусе 300 метров от жилых домов должно быть не менее двух небольших магазинов.Так выглядела постсоветская кооперативная торговля в начале 90-х. Фото: nyaski.ru

Что касается самоорганизации, то она уже началась снизу, естественным путем. Экспансия крупных сетей, имеющих большие скидки по закупкам товаров, привела к появлению закупочного кооператива, объединившего локальные торговые сети формата «дрогери» (в Ижевске этот формат представлен магазинами «Оптима»).

Кооперативная форма организации, замкнутая сейчас в основном на потребкооперации и сельскохозяйственных объединениях, имеет шанс развиться гораздо шире, и не нужно представлять ее как чисто советское изобретение.  Например, еще в 1903 году совсем недалеко от нас, в селе Ухтым Кировской области, заведующий кирпично-черепичным заводом Иван Косминский и заведующий школой Михаил Аменицкий организовали крестьян на создание кооперативного общества, которое составило конкуренцию местным купцам и способствовало снижению цен на потребительские товары. А нам слабо?