Леса да свалки. Чиновники в Удмуртии надеются, что изымать поля у нерадивых хозяев все же получится

Мария Вотякова

После обращения президента России Владимира Путина к Федеральному собранию с ежегодным посланием вопрос о нерадивых землевладельцах стал активно обсуждаться и в Удмуртии. Местные зарождающиеся леса и свалки бытовых отходов на землях сельхозназначения в скором будущем смогут не только больно ударить по кошельку собственников, но и оставить их без земельных участков.

Фото: board.com.uaЗемля — народу

Проблема неиспользованных земель, на которой заострил внимание в своем послании Путин, актуальна и для Удмуртии. «В республике есть случаи зарастания сельхозземель, которые уже не один год, а пять и более лет пустуют, они начали зарастать деревьями, кустарниками, — рассказывает старший государственный инспектор отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора на территории Удмуртии Лариса Березина. — Сегодня есть не совсем добропорядочные пользователи, которые не отказываются от участков, имея при этом большие площади земель — по пять тысяч гектаров. И в аренду не сдают, и сами не выращивают сельхозкультуры».

По данным управления, только за период с 2013-го по сентябрь 2015 года в Удмуртии выявлено 287 нарушений по зарастанию земель многолетней сорной и древесно-кустарниковой растительностью. Дополнительно специалисты Россельхознадзора выявили 10 нарушений с нанесением вреда почвам (общая сумма ущерба более 155 млн рублей), а также 96 несанкционированных свалок бытовых отходов производства и потребления на площади 138,8 га.

Поле битвы

При этом нельзя сказать, что данный вопрос раньше оставался без внимания. С 2010 года действует федеральный закон об использовании сельхозземель, который предполагает их изъятие у нерадивых владельцев и наложение соответствующих штрафов. Однако сейчас этот закон носит скорее формальный характер.

Фото: kerrangjke.livejournal.com«Декларативно у нас закреплено, что государство может изымать земли, которые не используются по целевому назначению, — говорит начальник управления имущества и земельных ресурсов администрации Завьяловского района Константин Зимин. — Но на практике эта норма нерабочая, поскольку в законе не был определен механизм и рабочий орган, который мог бы этим заниматься».

Согласно законодательству каждому землепользователю изначально дается два года на освоение участка, по истечении которых специалисты Россельхознадзора могут приступить к проверке.

«Мы должны доказать неиспользование такого участка на протяжении последующих трех лет, — говорит Лариса Березина. — Мы проводим проверки, выдаем землепользователю предписания, только после этого мы можем выходить с исковым заявлением в муниципалитет, а уже муниципалитет — с исковым заявлением в суд. Если мы не докажем пятилетнее неиспользование (два года на освоение земельного участка плюс три года проверки. — Прим. "ДЕНЬ.org") — ни один суд не пойдет на изъятие».

Такая система лишь на руку местным землевладельцам, желающим остаться при своем. Многие собственники по истечении трехлетнего срока проверки фиктивно продают или передают в аренду свои участки близким родственникам, а это значит, весь процесс изъятия земель необходимо начинать сначала. Другие землепользователи считают, что ведут сельскохозяйственное производство, занимаясь только скашиванием многолетних трав под сено. На практике сейчас привлечь таких производителей к ответственности невозможно.

Фото: m-sokolov.ruПо данным Россельхознадзора, за последние два года в Удмуртии вынесено 287 постановлений о привлечении к административной ответственности, наложено административных штрафов на сумму почти 3 млн рублей, выдано 269 предписаний о приведении земельного участка в пригодное состояние для сельскохозяйственного производства, но не было ни одного случая изъятия неиспользуемых земель. Однако в статистике есть и светлая сторона.

«У нас имеются случаи добровольных отказов от земельных участков, — рассказывает Лариса Березина. — Некоторые добропорядочные землепользователи, чувствующие, что на сегодняшний день не способны что-то выращивать по тем или иным причинам, обращаются к нам, пишут заявления, и земельный участок переходит в муниципальную собственность. Сейчас мы ни с кем не судимся».

Набитая оскомина

Тем не менее случаи добровольных отказов от земель скорее исключения из общего правила. А необходимость в максимальном использовании земель сельхозназначения в условиях курса на импортозамещение и продовольственного эмбарго приближается к критической отметке.

«Сейчас есть потребность в земле сельхозназначения, — комментирует заместитель председателя правительства Удмуртии Сергей Токарев. — По существующей законодательной базе процедура изъятия необрабатываемой земли очень сложная. В первую очередь ее необходимо упростить, чтобы появилась реальная возможность изымать и передавать эти участки в муниципалитет или же продавать с торгов будущим собственникам, которые действительно будут заниматься этой землей».

Новый законопроект об изъятии сельхозземли у недобросовестных владельцев Владимир Путин поручил разработать к 1 июня будущего года.

«Сегодня нужно заниматься законом, — считает председатель постоянной комиссии Госсовета УР по АПК Владимир Варламов. — Вопрос о землях сельхозназначения уже оскомину всем набил, нужно принимать решение об изъятии земель у нерадивых пользователей. В первом чтении в Госдуме России уже рассмотрен законопроект об ужесточении требований к землевладельцам. Мы должны точно определить критерии изъятия, чтобы любому органу власти можно было легко изымать земли сельхозназначения из рук нерадивого пользователя».

Фото: doodoo.ruПо мнению Варламова, в первую очередь необходимо уменьшить срок, в течение которого Россельхознадзору необходимо доказать неиспользование участка в сельскохозяйственном производстве, с трех лет до двух. Дополнительно нужно проверять наличие у каждого землепользователя определенной материально-технической базы, необходимой для обработки земли, и обязать его предоставлять отчеты.

«Ну нет у тебя трактора, нет у тебя договора аренды, прицепных орудий, чем ты собираешься заниматься на этой земле? — говорит депутат. — Нет у тебя отчетности, что ты, к примеру, посеял многолетние травы, не сеял ты их никогда, там растет сорняк, который нигде не отражен, при этом многие собственники пытаются доказать, что это многолетнее насаждение. Береза тоже многолетнее насаждение. Появление деревьев на землях сельхозназначения вам о чем-то говорит? У нас это пока не учитывается. Когда начинается рост деревьев — очевидно, что земля не используется по сельхозназначению. Если собственник земли не будет правильно ею распоряжаться, республика не получит ни молока, ни мяса, ни овощей».

Сейчас взгляды экспертов на будущий закон о землях сельхозназначения довольно оптимистичные.

«Сегодня есть поручение руководителя государства по решению конкретного вопроса, — подводит итог Константин Зимин. — Я думаю, что, если правительство не формально подойдет к выполнению поручения, а реально захочет решить проблему раз и навсегда и выработает какие-то действенные механизмы, даст нам, исполнителям, право применить реальные инструменты, практика изъятия земель начнет зарождаться».