Чиновники «не рубят фишку». Что нужно Удмуртии от внешнего мира и как ему показаться?

Дмитрий Манылов

Презентационных мероприятий в Удмуртии в 2015 году было так много, что министру экономики Михаилу Зайцеву для того, чтобы уложиться в отведенные регламентом 10 минут на отчет в рамках заседания совета по внешнему позиционированию Удмуртской Республики, фактически пришлось их просто перечислить. Председатель правительства Виктор Савельев, заслушав доклад, задал ожидаемый вопрос о цифрах, выражающих эффективность мероприятий. «Нужна лакмусовая бумажка, по которой мы сможем судить об эффективности внешнего позиционирования республики», — заметил он.

Вот это позиционирование. Фото: nyaski.ruКритическая масса дискуссий о том, как правильно представлять Удмуртию в стране и за ее пределами, привела к появлению «дорожной карты» внешнего позиционирования и продвижения республики, об утверждении которой сообщила пресс-служба главы и правительства региона. Судя по заседанию совета, реплике председателя, несмотря ни на какие «дорожные карты», его участники туманно представляют себе цели и задачи проекта.

Мы уникальны, значит, это для чего-нибудь нужно

При этом вопрос брендирования региона муссируется одновременно в двух сферах — чиновной и общественной. Надо отметить, что в последнее время они начали пересекаться. Например, в рамках проходившего в Ижевске Международного инвестиционного форума состоялся семинар по формированию бренда Удмуртии, в том числе как основному механизму продвижения товаров и услуг на внешние рынки. Основным спикером был директор по продвижению территорий крупного московского коммуникационного агентства АГТ Владислав Шулаев, кстати, выходец из Ижевска.

Бренд № 1 — Чайковский встречает гостей уже на вокзале. Фото:tutbina.ru Похожие вопросы регулярно обсуждаются в ижевском штабе городских проектов «Лифт». Известный представитель арт-бизнеса Ижевска Александр Старков поделился недавно в социальных сетях информацией об участии в проектном семинаре по «пельменному брендированию» республики, организованному Министерством нацполитики УР. По его словам, «пельменная история приобрела мощный теоретический фундамент, с которого ее уже не сдвинуть, так что поверить в то, что Удмуртия — родина пельменя, придется всем».

Удмуртии есть что представить миру: Чайковский, Калашников, те же пельмени, родниковый край, ключевая роль в финно-угорском мире. При этом общего понимания алгоритма работы нет. Это отметил на заседании совета по внешнему позиционированию и руководитель агентства информатизации и связи УР Андрей Прокошев — он обратил внимание на то, что хорошо было бы использовать программно-целевой, «бизнесовый» подход к этому вопросу. Определить главную цель, например, увеличение доходной части бюджета, исходя из этого найти основную целевую аудиторию, к которой будет обращаться республика в своем позиционировании. Отсюда по всем правилам маркетинга вывести каналы продвижения.

Для чего — опять для инвестиций?

Бренд № 2 — Калашников. Еще при жизни имя Михаила Тимофеевича республика использовала по поводу и без. Фото: novoteka.ruВиктор Савельев с ходу предложил возможную основную цель — привлечение инвестиций. Логично. В инвестиционной стратегии Удмуртии на период до 2025 года отдельным пунктом стоит формирование ее положительного инвестиционного имиджа.  Только ведь привлечение инвестиций — это тоже не самоцель. Рассмотрим простой пример: в республику пришел иностранный инвестор и выкупил через свою российскую дочернюю компанию у частного владельца — жителя Удмуртии 100% доли в некой производственной фирме. Допустим, что инвестор сохранил профиль предприятия и даже проведет модернизацию оборудования, закупив его за рубежом.

При этом, скорее всего, ему придется сокращать персонал, следовательно, в регионе появятся новые безработные, уменьшится фонд оплаты труда, соответственно, и платежи по налогу на доходы физических лиц, который идет в бюджеты республики и муниципалитетов. Поскольку внутренний спрос падает, продукция будет продаваться на внешних рынках. Появится прибыль, но умелый финансист, во-первых, найдет способ, как ее минимизировать, во-вторых, она может попасть под льготу для предприятий, реализующих инвестиционные объекты, в-третьих, основная ее часть уплывет в иностранную юрисдикцию. Житель Удмуртии, получивший деньги за свою долю, купит себе дом в Болгарии и уедет туда на ПМЖ. С одной стороны, вроде бы хорошо — в республику пришли деньги, прошла модернизация оборудования, но чистое сальдо всех плюсов и минусов вполне может сложиться не в пользу населения региона.Бренд № 3 — удмуртская культура. Фото: virhos.net

Такого рода инвестиции — частный вопрос хозяйствующих субъектов, но, если это крупный проект и в нем каким-то образом участвуют республиканские или муниципальные власти, можно было бы, например, предусмотреть заключение какого-нибудь соглашения, по которому новый владелец взял бы на себя обязательство, к примеру, обеспечить на предприятии уровень заработной платы выше, чем в среднем по региону. Или еще что-нибудь подобное. Тогда будет какой-то синергетический эффект, а не просто выкачивание дешевых ресурсов, в том числе и трудовых, из Удмуртии.

Хотя, конечно, ситуация с инвестициями довольно неприятная. По статистическим данным за 1-е полугодие 2015 года, Удмуртская Республика занимает по инвестициям 10-е место в ПФО. Более половины (68%) объема инвестиций в регионе составили вложения собственных средств предприятий и организаций, 9% — заемные средства других организаций, всего 6% — кредиты банков. Предприятия Удмуртии вложили какую-то часть прибыли, полученной из-за роста цен, в развитие производства, и это хорошо, только это не привело к росту производства, поскольку индекс физического объема произведенной продукции падает.

Мощь и натиск

Получается, что даже с целями позиционирования Удмуртии полной ясности пока нет. Участники совета сошлись лишь в том, что полезно было бы укрупнять и объединять мероприятия, как это было сделано на Международном инвестиционном форуме. На будущий год к нему попытаются приурочить проведение Всероссийского съезда машиностроителей или совета при полномочном представителе президента РФ в Приволжском федеральном округе.Если бренд «Калашников» рассматривать в целом как оружейную столицу России, то обязательно нужно отреставрировать башню. Хотя ее в любом случае нужно реставрировать — это наш позор. Фото: © «ДЕНЬ.org»

Нашелся еще один повод для хорошей информационной атаки на мир — возможный приезд Владимира Путина в сентябре 2016 года на открытие мостов через Каму и Буй в районе Камбарки. «Представляете, какая свита приедет», — отметил Виктор Савельев. Чиновники решили подготовиться и приурочить к этому событию пакет инфоповодов, которые сформируют благоприятное представление об Удмуртии у потенциальных инвесторов, туристов и вообще у всех.

Большинство выступавших на совете упоминали о необходимости построить в Ижевске современный выставочный центр. Особенно на это упирала исполнительный директор Выставочного центра «Удмуртия» Евгения Трофимова, имеющая сегодня в своем распоряжении для проведения выставок только мобильный павильон, который обычно устанавливают на Центральной площади Ижевска, и арендуемые под конкретные мероприятия площади ФОК «Здоровье» на улице Базисной.

Михаил Зайцев отметил, что есть уже типовой проект выставочного центра. Виктор Савельев объявил, что есть и площадка под строительство, но опять-таки нужен инвестор. Практика такова, что в лучшем случае можно найти частное финансирование на объекты, сопутствующие выставочному центру,  — гостиницу, ресторан, а сами экспозиционные площади частник вряд ли станет финансировать. К тому же довольно логично звучит «ложка дегтя» от руководителя постоянной комиссии Госсовета Валерия Бузилова о том, что главный плюс от выставок, проводимых в Удмуртии, получает не местный бизнес, а гости, для которых появляется возможность представить свою продукцию на нашем рынке. Если это так, то логично было бы привлечь к проекту какое-то федеральное финансирование, что в нынешних условиях непросто.Чиновники дали старт строительству выставочного центра. ФОК «Здоровье» не лучший вариант. Фото: © «ДЕНЬ.org»

В этой связи интересны планы пригласить представителей российского Фонда развития промышленности на сессию стратегического планирования в феврале 2016 года, которую будет проводить управляющая компания Удмуртского машиностроительного кластера. Это реально действующий институт развития, обладающий солидными финансовыми ресурсами, которые он может вкладывать в проекты под 5% годовых. Вот перед кем хорошо бы продемонстрировать способность Удмуртии генерировать интересные крупные проекты, а главное, качественно сопровождать их на всех этапах, оказывая пусть не очень денежную, но деятельную поддержку.