Путешествие к удмуртскому Деду Морозу — Тол Бабаю, хоровод вокруг ёлки с Бабой-ягой и новогоднее катание на собачьих упряжках в питомнике сибирских хаски — пока большая часть туристов Удмуртии оплакивает отменившийся Новый год на берегу моря, оставшиеся жители ищут альтернативные и более бюджетные варианты отдыха в пределах республики.
На безрыбье
Что одному хорошо, то другому смерть. Катастрофа для выездного российского туризма оборачивается вполне предсказуемым и безвыходным ростом спроса на внутренние направления. Отсутствие альтернатив и повсеместное сокращение затрат на Новый год толкают жителей Удмуртии на, казалось бы, крайние меры — поиск мест для новогоднего отдыха вблизи от дома.
«На новогодние праздники жители Удмуртии активно бронируют близлежащие базы отдыха, — рассказывает менеджер турагентства «Сфера-тур» Наталья. — Сейчас люди уже предпочитают выехать хотя бы за город, нежели праздновать дома».
Однако в выборе туристических маршрутов в республике пока не разгуляешься: культурно-познавательные маршруты и базы отдыха являются сомнительной заменой отдыху на берегу моря, к тому же в основном такие экскурсии рассчитаны на организованного туриста — школьные группы, а их программы безнадежно устарели. Но на безрыбье и рак рыба.
«К сожалению, в Удмуртии не так много вариантов для туристического отдыха, но что есть, мы предлагаем, — говорит директор турагентства «Акварель тур» Константин Чепкасов. — Конечно, это не такие курортные отели или зоны отдыха, но в принципе базовые направления».
Тем не менее возросший интерес ижевчан к местным туристическим направлениям к фактическому росту спроса пока не привел. Сменить любимый жаркий Египет на крещенские морозы и Тол Бабая искушенные туристы Удмуртии пока не готовы.
«Культурно-познавательные и экскурсионные маршруты неэквивалентны пляжному отдыху, к которому все привыкли, — говорит директор «МДС-тур» Татьяна Платунова. — Пока увеличения спроса на наши направления нет, скорее наоборот. Люди только начали изучать этот рынок и его предложения, задавать вопросы, просматривать сайты, необходимо время, чтобы все это трансформировалось в большой поток. Сейчас все на стадии переосмысления и изучения».
Ограниченность мышления
Помимо времени необходима и правильная региональная политика местных туристических органов власти, которой республика, к сожалению, похвастаться не может. Как следствие — туристический потенциал Удмуртии на федеральном уровне даже в условиях повсеместного роста внутреннего туризма оставляет желать лучшего — в Национальном туристическом рейтинге республика заняла лишь 65-е место из 85. Таким образом, Удмуртия замкнула собой вторую группу регионов, в которых отсутствует системный подход к продвижению субъекта как туристической зоны. Хуже показатели только у регионов, которые лишь начинают работать над развитием въездного туризма. Республику опередила даже Кировская область, превосходство над которой здесь раньше так любили подчеркивать.
«Нашим туристическим органам власти не хватает понимания, что туризм — это важная отрасль экономики со своими серьезными законами, — комментирует показатели рейтинга руководитель Удмуртского регионального отделения Российского союза туриндустрии Елена Захидова. — Нет профессионального, системного подхода и четкой программы развития туризма в Удмуртии, низкий уровень менеджмента и управления отраслью. До 90-х годов прошлого столетия из-за специфики предприятий наш город был закрытым. И хотя сейчас никаких ограничений нет, мышление чиновников осталось прежним».
Впрочем, ограничения все же распространились и за пределы разума чиновников, правда, теперь они носят скорее финансовый характер: стоимость одного места в купе поезда Москва — Ижевск в обычные дни приближается к 4 тысячам рублей, а билет на самолет обойдется туристу в 6,5 тысячи, учитывая то, что примерно за эту же стоимость можно спокойно улететь в Милан. Самый модный город Италии или столица Удмуртии — что же выберут российские туристы?
Зачатки развития
Тем не менее в последние годы туристический бизнес Удмуртии умудряется развиваться практически вопреки региональной власти. По данным статистики, в 2014 году внутренний и въездной туристические потоки составили 360 тысяч человек, что на 20% превышает показатель 2013 года. А на уходящий 2015-й у местных чиновников и вовсе были грандиозные планы — сразу три значимые даты, которые так или иначе должны были привлечь в Удмуртию несметные полчища любопытных туристов, — 175-летие Петра Ильича Чайковского, 70-летие Победы в Великой Отечественной войне и 95-летие государственности Удмуртии. Однако на деле этот своеобразный «парад планет» обратился полным провалом: федеральные деньги добыты, концертные залы отремонтированы, мировые музыканты приглашены, а вот до рекламы и привлечения туристов руки ни у кого так и не дошли.
«По многим параметрам Удмуртия превосходит другие регионы, но мы пока не можем себя преподнести — не размещаем рекламу на федеральных каналах и в Интернете, не проводим флешмобы, не подключаем блогеров, — говорит Татьяна Платунова. — У нас нет активного продвижения, в этом наша беда. Нам необходима республиканская программа, которая объединит усилия турагентств, власти и бизнеса».
К такому выводу приходят все фирмы, занимающиеся развитием туризма в Удмуртии.
«Нужно ставить конкретные цели: какие виды туризма в регионе развивать и как продвигать уже имеющиеся бренды (родина П. И. Чайковского, оружейная столица России и другие)», — уточняет Елена Захидова.
А пока туристические объекты Удмуртии пребывают в собственном плавании, самостоятельно развиваясь и привлекая туристов.
«Сам продукт в республике есть, и он достойный, — продолжает Захидова. — Здесь есть хорошие музеи с замечательными экскурсоводами: Музей стрелкового оружия им. М. Т. Калашникова, Музей-усадьба П. И. Чайковского, Архитектурно-этнографический музей-заповедник «Лудорвай» — это объекты очень хорошего уровня. У нас есть театры, великолепный зоопарк, посмотреть на который приезжает основная масса туристов. Обратите как-нибудь внимание на номера автобусов и машин, припаркованных у зоопарка, наших там почти нет. Ижевский зоологический парк занимает 25-е место в Европе, учитывая то, что только в России их более 70, это очень высокий уровень».
Пока что турагентства Удмуртии настроены оптимистично: политическая обстановка в стране и удар по имиджу местным туристическим органам власти 65-м местом в рейтинге могут наконец сдвинуть с мертвой точки внутренний и въездной туризм в республике. К тому же в скором времени Удмуртию ждет новая памятная дата — 100 лет со дня рождения легендарного конструктора Михаила Калашникова, чье имя и заслуги перед отечеством уже давно стали известны всему миру. Остается лишь надеяться, что к этому событию республика сможет подготовиться достойно.