Дерево без корней. Кластер автокомпонентов не удается пристегнуть к ижевскому автопроизводству

Дмитрий Манылов

Автопроизводство — надежда Удмуртии — вступает в новый год достаточно устойчиво по сравнению с автопромом в целом. Не менее важно, чтобы производство пустило корни в удмуртской земле через взаимодействие с местными поставщиками — это придало бы импульс развития всей региональной экономике. К сожалению, по этому вопросу приходится констатировать практически полный ноль.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Ижевский автозавод, как и планировалось, выходит с рождественских каникул 13 января и далее будет работать в штатном режиме, сообщил «ДЕНЬ.org» руководитель пресс-службы предприятия Александр Бадица. Режим четырёхдневной рабочей недели, объявленный АвтоВАЗом, к Ижевску не относится. Опасения жителей Удмуртии по поводу того, что падение спроса на авторынке в целом или проблемы с массовым высвобождением в Тольятти могут коснуться работы нашего сборочного производства, пока оказались необоснованными.

Всё идёт по плану

Президент АвтоВАЗа Бу Инге Андерссон по-прежнему «челночит» между Ижевском и Тольятти, планы по запуску на «ИжАвто» производства «Лады Весты Кросс» также не претерпели изменений. Об этом «ДЕНЬ.org» рассказал пресс-секретарь АвтоВАЗа Сергей Ильинский — осенью 2016 года внедорожный универсал на базе «Весты» будет запущен в производство. Ильинский полностью опроверг и возможность сколько-нибудь значительной по объемам сборки «Лады Весты» на предприятии «ЧеченАвто», о которой как о невероятной, но все-таки гипотезе заговорили в конце прошлого года после нескольких заявлений Рамзана Кадырова.Фото: © «ДЕНЬ.org»

Конфликт президента АвтоВАЗа с одним из акционеров — корпорацией «Ростех», судя по недавнему интервью ее руководителя Сергея Чемезова РБК, в основном исчерпан. Переход на четырехдневную рабочую неделю в Тольятти стал компромиссом, который позволил смягчить проблему высвобождения персонала. С другой стороны, Сергей Чемезов дал понять, что без согласия основного акционера — Renault-Nissan никакие серьезные назначения провести невозможно, а там к кадровой политике Бу Андерссона, похоже, нет вопросов.

Старт продаж «Весты» прошел хорошо, сборка модели, как и ее версии «Кросс», продолжится в Ижевске — в этом смысле перспективы вполне оптимистичные. Только для того, чтобы, во-первых, крепко «привязать» производство к Удмуртии, а во-вторых, обеспечить синергетический эффект для развития региональной экономики, желательно иметь контракты между автопроизводством и местными поставщиками. С этим сегодня полный провал.

Не удаётся посотрудничать

Мэйд ин Удмуртия — это только снаружи. Фото: © «ДЕНЬ.org»Еще с 2012 года республиканские власти предпринимают безуспешные попытки возродить кооперационные связи предприятий Удмуртии с возродившимся автопроизводством. На сайте Минпромторга УР до сих пор выложена концептуальная модель автомобильного кластера Удмуртии, по которой якорное предприятие Ижевский автозавод должно взаимодействовать с исторически сложившейся в республике автокомпонентной отраслью, включавшей около 20 предприятий. Прошедшее недавно в Минпромторге совещание о перспективах кластера автокомпонентов в Удмуртии констатировало фактический провал идеи освоения выпуска комплектующих для автопроизводства в регионе.

По оценке представителей АвтоВАЗа, степень локализации производства «Лады Весты» в России — 71%. Вклад Удмуртии в себестоимость автомобиля составляет около 40%, но это исключительно добавленная стоимость, формируемая на площадке Ижевского автозавода, включая окрасочный комплекс, сварочное и прессовое производство. Из местных поставщиков автокомпонентов, по информации «ДЕНЬ.org», сегодня сохранилось только ООО «Глазов. Электрон». Предприятие вложило существенные деньги в модернизацию производственного процесса, чтобы соответствовать требованиям концерна, и поставляет на автозавод жгуты проводов для соединения цепей электрооборудования автомобилей. Это всё.На фото вы видите всё, что предприятия Удмуртии поставляют на Ижевский автозавод. Фото: glazov-electron.com

Вячеслав Садомов, директор по качеству  ООО «Ижавтоторм», долгие годы поставлявшего на автозавод трубопроводы и шланги гидропривода тормозов и сцепления, подачи топлива, в том числе в рамках проекта KIA, рассказал, что сегодня с «ИжАвто» они не сотрудничают. Причина в том, что для того, чтобы претендовать на получение заказа, поставщик должен осуществить серьезные капиталовложения для приведения бизнес-процессов в соответствие с требованиями международного отраслевого стандарта, разработанного Международной организацией по стандартизации (ISO). Средства можно было бы найти, но у АвтоВАЗа по этой номенклатуре уже есть сертифицированные поставщики, и вероятность, что концерн сократит сотрудничество с ними в пользу ижевского предприятия в условиях общего сокращения спроса, невелика. Поэтому «Ижавтоторм» продолжает сотрудничать с УАЗом, и выход на АвтоВАЗ там пока считают нереалистичным.

Пока только вторичный рынок автозапчастей

На автозаводе высокие требования к организации производства и качеству продукции. И к себе, и к поставщикам. Фото: © «ДЕНЬ.org» К решению проблемы подключился Удмуртский машиностроительный кластер, но серьезных перспектив привлечь местных поставщиков в ближайшем будущем нет. По словам руководителя управляющей компании кластера Дениса Гаврилова, малому бизнесу сегодня трудно конкурировать с крупными игроками, которые могут вкладывать значительные средства в НИОКР и модернизацию бизнес-процессов. Автозавод готов работать с любыми поставщиками, удовлетворяющими его требованиям по качеству и цене, у него выстроены четкие критерии отбора, и он не пойдет ни на какие региональные преференции.

Денис Гаврилов рассказал, что в рамках создаваемого кластером учебного центра можно реализовать программу, которая поможет малым предприятиям проще адаптироваться к современным требованиям автопроизводства. Но это не вопрос ближайшей перспективы. На сегодняшний день интересная ниша для малого бизнеса — вторичный рынок автозапчастей. Официальные дилерские центры, обслуживая автомобили по гарантии, не смогут использовать эти запчасти, а в остальном сфера вполне интересная, тем более что с падением уровня доходов автовладельцев меняется структура спроса на автозапчасти: те, кто раньше использовал только фирменную официальную номенклатуру, сегодня не брезгует и аналогами. Ниша интересная, но к идее создания кластера автокомпонентов не относящаяся.

Глубокий вечер, а две служебные «Весты» с самарскими номерами еще стоят на парковке у инженерного корпуса. Фото: © «ДЕНЬ.org»Автопроизводству в Ижевске не удается прорасти корнями в специально подготовленную когда-то для этого местную почву. Поэтому пока будем довольствоваться тем, что персоналу на автозаводе обеспечена полная занятость, планы освоения производства остаются в силе и ижевская площадка по-прежнему является фаворитом концерна. А правительственные концепции останутся в качестве хорошего образца современного утопического проектного творчества. Такие времена — не прорастает глобальное производство корнями в ту почву, в которую его высадили в силу стечения обстоятельств.