Арт-захват. Нужны ли улицам Ижевска новые объекты современного искусства?

Мария Вотякова

Корова и борода Чайковского на городской набережной, страус и Спанч Боб на фасадах домов и ледяные буквы на Центральной площади — улицы Ижевска лишь начинают «примерять» на себя современное искусство, а жители столицы Удмуртии с опаской следят за появлением новых арт-объектов, боясь повторения неудачного опыта соседних регионов.

Фото: izhportal.netНа улицы!

Современное искусство в европейских странах уже давно сменило статус элитарности на массовую публику, вырвавшись за пределы музейных стен. Города по всему миру заполнились абстрактными конструкциями и причудливыми арт-объектами, которые зачастую и скульптурами назвать сложно. Там же для этого явления появился свой термин — паблик-арт (public art) — так называемое искусство в общественном пространстве, ориентированное на неподготовленного зрителя и взаимодействующее с городской средой. Логика происходящего проста — искусство покидает специально для него построенные дворцы и устремляется на улицу, чтобы быть доступным всем и каждому.

Фото: rospisatel.ruРоссию же это явление хоть и накрыло значительно позже, зато сразу широким фронтом и без лишних условностей в виде предварительных музейных выставок. Здесь наступление паблик-арта идет по всем направлениям: от стрит-арта, уличного искусства, представленного в основном в виде граффити, до уличных акций, вызывая тем самым массу недовольства среди простых горожан, чьего мнения, конечно же, никто не спросил. Чего только стоит крах «Культурной революции» в Перми, которую за четыре года местные власти пытались превратить в столицу современного искусства. Насильственное внедрение паблик-арта вызвало у многих естественное отторжение, причём отторгались не только методы «окультуривания», но и современное искусство как таковое. Местные жители выходили на митинги, ломали арт-объекты, грозились сжечь навязанные элементы искусства и в итоге добились своего — революция свернута, протесты угасли, а арт-объекты либо демонтированы, либо находятся в аварийном состоянии. Вот только к столь ненавистным поначалу скульптурам пермяки успели привыкнуть, да и городскую среду они вроде как облагораживают, и количество туристов возросло.

Польза от «бесполезных зверюшек»

Артем Желтов. Фото ©«ДЕНЬ.org»О несомненной пользе объектов искусства в городской среде красочнее всего рассуждает директор по стратегическому развитию группы «Конструирование будущего» Артем Желтов, сравнивая их с «бесполезными зверюшками». В прошлом месяце он побывал в Ижевске и прочитал лекцию о влиянии тех самых зверюшек на экономику города.

«В городах масса всего бесполезного, — утверждает Желтов. — Чем более развит город с точки зрения "экономики уникальности", тем больше в нем странных, удивительных и совершенно бесполезных элементов. Причем обратное тоже верно».

В качестве примера положительного влияния арт-объекта на городскую экономику футуролог приводит Севилью, где в историческом центре вместо планируемой парковки возвели абстрактную конструкцию из деревянных панелей исполинских размеров, служащую в качестве обзорной площадки и своеобразного навеса для организованного под ней рынка. Совершенно бесполезный с первого взгляда объект привлек толпы туристов и дал длинный экономический эффект, принося бюджету города ощутимые суммы.

Аналогичный пример существует и в России. На заре перестройки Петрозаводск стал городом-побратимом малых городов Европы, в результате чего европейцы стали присылать туда скульптуры, которых за 15 лет накопилось немало. Часть из них распределили по городу, а часть установили на набережной, подобно ижевской. В результате получился схожий с Севильей эффект — значительно возросло количество туристов, а город получил больше налогов от развития смежных отраслей.

«Сила современного искусства в том, что оно может создать "экономику уникальности", вызвать у человека остановку мышления и заставить его думать нетривиально, запустить его "креативную железу"», — подытожил Желтов.

Сплошная галиматья

А вот Ижевску, по мнению футуролога, еще предстоит наполнить улицы «бесполезными зверюшками», хотя Желтов признает, что потенциал у нашего города огромный.

Энвиль Касимов. Фото: izvestiaur.ru«В Ижевске очень мало арт-объектов, с этой точки зрения город — пустыня, — соглашается известный художник, депутат Госсовета Удмуртии Энвиль Касимов. — Очень не хватает хорошего стрит-арта, скульптур. Все, что мы видим, — безобразно мало».

Да и зачастую просто безобразно. Хоть наша набережная, наряду с центральными улицами, и заросла сложносочиненными арт-объектами из металлолома, положительным эффектом для экономики города это пока и не пахнет, а реакция горожан, чьим мнением так же предварительно никто не поинтересовался, носит достаточно двойственный характер — на митинги, в отличие от Перми, никто не выходил и поджигать скульптуры не пытался, однако разломать на части вооруженный багги — фаворит местных симпатий — успели в первую же ночь. И подобных примеров в Ижевске достаточно.

Скульптура нефтяника. Фото: izhlife.ru«Недавно около общежития УдГУ поставили скульптуру нефтяника — нельзя же такие вещи делать, это же в городе стоит, люди каждый день на это смотрят, — сетует заслуженный деятель искусств Виктор Овчинников. — Таких вещей у нас много. Ижевску необходима общая политика не только при строительстве, но и при установке арт-объектов. Сейчас много народу, все хотят отличиться, быть необычными, но не все новое хорошо, иногда даже наоборот».

Тем не менее Виктор Михайлович утверждает, что Ижевску необходимы новые арт-объекты, однако к их отбору и благоустройству в городской среде нужно относиться гораздо ответственнее.

Скульптура в Сквере металлургов. Фото ©«ДЕНЬ.org»«Нужны специальные места, по типу лондонского Гайд-парка, для неапробированных арт-объектов, может, они приживутся, может, нет, пусть любители смотрят, поют и пляшут, — говорит Виктор Овчинников. — Должен быть какой-то вкус, причем не только у людей, которые это делают, но и в обществе в целом. Не значит, что этого вообще не надо делать, просто располагать в нужных местах. Нельзя же ходить голым по площади — просто необходимо включить здравый смысл. Сейчас эти арт-объекты дробят облик города, получается галиматья».

Зачем политике культура?

Кот Ученый. Фото ©«ДЕНЬ.org»Но есть в Ижевске и положительные примеры внедрения паблик-арта, которые в общей какофонии визуального мусора выглядят скорее исключением из общего правила. Это кусочек улицы Пушкинской возле Государственной филармонии, где заботливо расставлены раскрашенные и вполне себе действующие пианино, на которых при желании может сыграть любой прохожий, а чуть ниже чудом вписавшаяся в городскую среду скульптура ученого кота под раскидистым дубом, у которой, впрочем, заботливые горожане почти сразу отломили усы. Или раскрашенные фасады домов на улицах Репина и Авангардной, оживившие извечно серый пейзаж спального района.

«Насколько красивые стрит-артовские вещи "не кантовать" висят на фасадах городских домов уже более 10 лет, — говорит Энвиль Касимов. — Работы Фестиваля ледовых ангелов и архангелов очень сильны по духу, это искусство, а Центральная площадь с непонятными ледяными буквами — это позор. Хотелось бы к новой власти обратиться, что все-таки культура — это самое важное и что деньги не придут в неокультуренное пространство. Власть не осознает значение и влияние культуры, та же корова и тот же рояль на набережной принципиально сделали больше для самоощущения граждан и города, чем строительство микрорайонов, какой-то инфраструктуры и велодорожек».

Сейчас в Ижевске границы ответственности за городскую эстетику крайне размыты, и, как следствие, город зарастает подобным визуальным мусором или, что еще хуже, повсеместным направлением искусства российских глубинок — ЖКХ-артом с дворовыми котиками, собачками и свинками из пластиковых бутылок, колес и тазов, щедро раскрашенных в сочные цвета по зову души жителей ближайших домов.

[ФОТОАЛЬБОМ]

Фото: vk.com/club52713439
Фото: tehne.com
Фото: izhevsk.rusplt.ru