Кого не хватает? Для устранения oшибок в градостроительной практике Ижевска нужен лоббист-альтруист

Дмитрий Манылов

Закон «О градостроительной деятельности в Удмуртской Республике» был принят в марте 2014 года, но уже сейчас понятно, что его и многие другие нормативные акты по градостроительству нужно корректировать. К резонансной теме решила подключиться фракция КПРФ в Госсовете УР, собрав круглый стол о проблемах градостроительной политики.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Выступавший первым главный архитектор Ижевска Владимир Некрасов охарактеризовал свою текущую деятельность как работу в режиме частичной передачи полномочий республиканским структурам. Включение Минстроя УР в цепочку принятия градостроительных решений в соответствии с законом «О градостроительной деятельности в Удмуртской Республике», по мнению Владимира Некрасова, на два месяца увеличило время прохождения разрешительных процедур.

Сформулируйте нам инициативу

С ним согласился и руководитель фракции КПРФ в Госсовете Владимир Чепкасов.  «Правительство взвалило на себя такую ношу, которую нести по итогам прошедших почти двух лет не в состоянии», — отметил он. Коммунисты решили, что пришло время подключиться к резонансной теме и выйти с предложениями в комиссию Госсовета УР по экономической политике, чтобы внести изменения в закон. Фракция КПРФ рассчитывает с помощью общественных организаций сформулировать законотворческие инициативы и на федеральном уровне. В конце встречи Владимир Чепкасов предложил участникам круглого стола в течение месяца сформулировать предложения по изменению градостроительного законодательства.

Проблема в том, что подготовка таких предложений не входит в компетенцию руководителей ижевского управления градостроительства и архитектуры, а у общественных организаций нет на это ни сил, ни достаточного количества квалифицированных специалистов — они в основном занимаются конкретными градостроительными «болевыми точками».

Фото: © «ДЕНЬ.org»Как это обычно бывает на подобных совещаниях, ключевая сторона, имеющая отношение к проблеме, как правило, игнорирует обсуждение. Так и получилось — начальник управления архитектуры и градостроительства Минстроя УР Александр Толкачев, чье выступление было заявлено в программе встречи, не появился. Именно Министерство строительства сейчас имеет основные полномочия по наведению порядка в градостроительной системе в рамках Удмуртии. К Минстрою обращался в своем последнем докладе о ситуации в республике и глава Удмуртии Александр Соловьев. Он потребовал категорически не допускать случаев выделения земельных участков под точечную застройку, строго следовать Генеральному плану при выдаче разрешений на строительство, чтобы он был документом для исполнения, а не разменной бумажкой.

Нашумевшая история с Холмогоровским лесом — хорошая иллюстрация того, как Генплан становится именно бумажкой. Заместитель начальника Главного управления архитектуры и градостроительства администрации Ижевска Татьяна Керсантинова считает, что назад эту историю уже не отыграть, поскольку земля была продана с аукциона. Согласно Генеральному плану это была зеленая зона, но в правилах землепользования и застройки она уже фигурировала как зона деловой застройки.

«Раньше Городская дума считала, что нужно сначала вносить изменения в Правила землепользования и застройки, а потом уже в Генплан, — отметила Татьяна Керсантинова, — хотя Генплан — это основной документ». Получается, что при таком подходе ломается вся логика построения нормативной системы — хвост начинает вилять собакой.

Пропишите так, чтобы мы не смогли сделать ничего плохого

Фото: baikal24.ruНекоторые узкие места в градостроительной документации подсказали сами чиновники. Например, 51-я статья Градостроительного кодекса строго регламентирует перечень документов, прилагаемых к заявлению на получение разрешения на строительство. Это правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка и проектная документация, в том числе схемы, отображающие архитектурные решения, и схемы планировочной организации земельного участка.

По мнению Татьяны Керсантиновой, сегодня заказчик может представить градостроительный план земельного участка, где перечислено сразу несколько основных направлений использования территории, и потом, уже после выдачи разрешения, выбрать любое из этих направлений, и это не будет противоречить законодательству.

Еще один заместитель Владимира Некрасова, Дмитрий Вако, уверен, что многие проблемы можно решить, если в нормативах градостроительного проектирования по Удмуртской Республике четче прописать ограничения. «Тогда мы уже не сможем сделать что-то плохое на конкретной территории», — сказал он.

Серьезная проблема «зашита» и в вопросе продажи или аренды земли. Владимир Некрасов привел пример, когда предприниматель взял в аренду достаточно большой земельный участок недалеко от ижевской мэрии, на котором выстроил небольшое кафе. Управление архитектуры обратилось к нему с вопросом об обустройстве прилегающей территории — предложило сделать хотя бы проект сквера, но арендатор просто отказался.

Казалось бы, чего проще — арендодатель может включить в договор условия, максимально точно описывающие обязательства арендатора. Почему это так сложно сделать на практике, почему чиновники, ссылаясь друг на друга, расписываются в беспомощности? Видимо, как раз потому, что не выстроена система контроля и система ответственности. Есть большие сомнения относительно того, станут ли коммунисты Госсовета УР всерьез впрягаться в проблему совершенствования градостроительного законодательства.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Чиновники управления земельных ресурсов и землеустройства администрации Ижевска далеки от Генплана, они не смотрят на него, для них земля — объект купли-продажи, считает бывший главный дендролог Ижевска Любовь Яковицкая. Имея земельный участок в собственности или долгосрочной аренде, бизнес может рассчитывать на получение разрешения почти автоматически. Для того чтобы обременять участки обязательствами по соблюдению профиля использования, нужно опять-таки увязать функциональные обязанности нескольких ведомств.

Если сами чиновники этого не делают, их могла бы принудить общественность, но это тоже люди, которые должны где-то работать и получать деньги за свой труд. Представитель Общероссийского народного фронта Николай Мацулевич предложил подключить общественность, создав подобие суда присяжных по спорным градостроительным вопросам.

Сейчас впервые с 2009 года в Генеральный план Ижевска вносятся изменения — скоро обновленный документ будет выложен для общественного обсуждения. В него внесены серьезные изменения, в частности, в Генплане появится схема озеленения, которой там раньше никогда не было. У общественников есть хорошая возможность поучаствовать, но для того, чтобы это сделать, нужно привлечь специалистов, финансирование. Коммунисты готовы вынести предложения на рассмотрение профильной комиссии Госсовета, но хотят, чтобы эти предложения для них кто-то сформулировал. Получается, что к извечным вопросам, кто виноват и что делать, добавляется еще один — кто будет исправлять? Кто станет лоббистом там, где нет коммерческого интереса?