Ошибки системы профилактики. Становятся ли преступления подростков в Удмуртии более изощренными?

Владислав Мымрин

За 2015 год подростки в Удмуртии совершили более 800 преступлений. Подавляющее большинство детских правонарушений — это кражи и грабежи, но в последнее время все чаще можно слышать о жестокости и изощренности малолетних нарушителей.

Фото ©«ДЕНЬ.org»Очередное проявление жестокости подростков обсуждала в последнюю неделю вся страна. В Ульяновской области студентки техникума избили свою сокурсницу. На девушку набросились из-за того, что она болела педикулезом. Ее избивали ногами, после чего остригли волосы и окунули головой в унитаз. Сейчас на изуверов возбуждено уголовное дело. Следственный комитет также проверяет руководство общежития, возможно, ему будет предъявлено обвинение в халатности.

Юрий Безмельницын. Фото ©«ДЕНЬ.org»«Ошибки системы профилактики» — так называет детей, совершивших преступление, начальник ижевской воспитательной колонии Юрий Безмельницын. Это учреждение — «конечная остановка» для несовершеннолетних правонарушителей, сюда попадают только те, кто совершил тяжкие проступки. «За преступления низкой и средней тяжести ребенка в колонию посадить очень сложно», — говорит Безмельницын, добавляя, что часто дети к ним приезжают с большим багажом судимостей — больше трех. В Удмуртии, по словам представителя администрации колонии, подобных случаев не так уж и много. В основном в исправительные учреждения попадают за воровство и грабежи.

Впрочем, говорить, что среди удмуртских подростков совсем не бывает такого же проявления жестокости, нельзя. Так, например, чуть меньше года назад в Игринском районе трое молодых людей до смерти забили пенсионера, отобрав у него при этом 280 рублей. Аналогичный случай произошел спустя четыре месяца в Кизнерском районе: двое изрядно выпивших приятелей безжалостно избили знакомого и его престарелого отца за отказ дать закурить. Потерпевших отвезли в больницу, где пожилой мужчина спустя некоторое время скончался от полученных травм.

Ижевская воспитательная колония. Фото ©«ДЕНЬ.org»По словам Юрия Безмельницына, подавляющее большинство детей, попавших в колонию, — выходцы из неблагополучных семей. С рождения эти люди подвержены негативному влиянию со стороны родителей, которые, так или иначе, являются определенным авторитетом для своих отпрысков. Между тем некоторые представители малолетнего криминала вовсе не являются детьми-беспризорниками. Так, например, несовершеннолетний студент вуза попал в это учреждение за то, что, не рассчитав силы, нанес человеку серьезные увечья.

«Дети из хороших семей идут на подобные правонарушения, пытаясь таким образом самореализоваться, — считает детский психолог Анастасия Шакирова. — Часто подростки мотивируют этот поступок логикой "я крутой". Дети богатых родителей при этом могут на полном серьезе думать, что не получат никаких взысканий. В основном такие люди подвергаются влиянию чьего-либо мнения. Зачастую эти дети страдают психическими расстройствами».

К слову, об этом же сказал и начальник колонии, подчеркнув, что проблемы с психикой имеет половина заключенных. Для тех, чье психическое здоровье искажено не так сильно, на территории колонии работает психолог, пациентами которого, кстати, являются не только осужденные, но и сами сотрудники.

Открытие Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей в Ижевске не обошлось без перерезания ленточки и вручения символического ключа. Фото ©«ДЕНЬ.org»В конце декабря 2015 года в Ижевске открылся Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Это своего рода СИЗО для подростков. Сюда попадают те, кто ожидает приговора суда или совершил преступление, но в силу возраста избежал уголовной ответственности. В прошлом году дети, не достигшие 14 лет, совершили в Удмуртии порядка 200 правонарушений.

И все-таки стала ли детская преступность в Удмуртии более изощренной? Работники исправительного учреждения, немного задумываясь, говорят, что, наверное, нет. «Да, у нас есть те, кто попадает сюда за преступления, леденящие кровь, но таких немного. Удмуртские дети обычно сидят за не самые значительные проступки — своровали что-нибудь и все. А вот из других городов, например, насильников приходит довольно много», — отмечает заместитель начальника колонии. Так, недавно заключенные, переведенные из Самарской области, из-за запрета на курение порезали себя лезвиями для бритья.

Фото ©«ДЕНЬ.org»Проблема в том, что подростки-преступники по стране в целом стали злее и жестче. «Нарушения, конечно, изменились по структуре вследствие того, что меняется и сама по себе жизнь», — говорит руководитель подразделения по делам несовершеннолетних МВД по УР Вероника Малькова.

Эту же мысль высказывает и Анастасия Шакирова: «Сегодня дети имеют огромное количество доступных каналов информации — это Интернет и телевидение. Там они часто могут увидеть открытую пропаганду насилия и жестокости, а в том случае, если родители вовремя не смогли заложить в голову ребенка аморальность подобных действий, он будет считать это нормальным и в определенный момент начнет действовать таким же образом».

Психолог рассказала, что в ее практике был случай, когда школьники, пытаясь своровать металл с базы, очень жестоко избили заметившего их охранника. На суде подростки полностью признали свою вину, сказав, что сожалеют о содеянном и о том, что за это придется отвечать родителям. Для таких детей подобный поступок — большая редкость.
Как правило, юные правонарушители не задумываются о том, как отреагируют на случившееся их мама и папа, которым нередко бывает всё равно, чем занят их отпрыск.

Ижевская воспитательная колония. Фото ©«ДЕНЬ.org»Например, к одному из заключенных, Александру (имя изменено), родители приходили только тогда, когда он попал в колонию впервые. Сейчас он сидит уже второй раз, и появление каких-либо гостей для него — большая редкость. Мама молодого человека, пока он находится в местах лишения свободы, умерла, а отец почти не заглядывает к нему. Сам молодой человек попал за решетку из-за воровства. Он говорит, что на воле собирается начать новую жизнь — пойти работать и учиться.

О благих планах после отсидки может рассказать почти каждый обитатель воспитательной колонии, однако, увы, реализовать их смогут не все. А если подросток попал за решетку за особо жестокое проявление своего характера, то велика вероятность нового срыва и преступления.