Прибежище для гастарбайтеров. Ижевское МУП «ИжГЭТ» предпочитает иногородних кондукторов

Юлия Сунцова

Взять взаймы у другой организации 28 кондукторов на февраль собирается муниципальное предприятие «ИжГорЭлектроТранс». Привлеченные на время кондукторы будут работать на маршрутах ижевских трамваев и троллейбусов, не числясь при этом в штате предприятия. Условиям, на которые на самом деле идут «гастарбайтеры» при устройстве на работу, совсем не позавидуешь.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»О странной госзакупке МУПа сообщил в «Фейсбуке» блогер Александр Петров. Очередная партия вахтовиков должна прибыть в «ИжГЭТ» к 1 февраля. Поставить «товар», согласно конкурсной документации, заказчик просит по адресам двух трамвайных депо и двух троллейбусных парков.

За набор и предоставление в месячное пользование 28 кондукторов муниципальное предприятие заплатит выигравшему тендер рекрутинговому агентству 940,8 тысячи рублей. Работодателя не интересуют ни образование, ни стаж своих будущих сотрудников. Всё, что нужно, чтобы быть принятым на работу, — это флюорография и справка от дерматолога.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»Работникам «ИжГЭТ», которых мы успели опросить, хорошо известно о трудящихся на предприятии приезжих кондукторах. Толком пообщаться с ними, правда, еще никому не удавалось. Постоянные работники «ИжГЭТ» в разговорах между собой даже называют их гастарбайтерами. Набирают их в селах и деревнях республики и соседних регионов. Обещают неплохую зарплату, официальное трудоустройство. Прибыв в Ижевск, они подписывают с агентами трудовые договоры без выдачи на руки вторых экземпляров. В итоге после первой же не оправдавшей ожидания зарплаты они удаляются восвояси. Больше месяца еще никто не продержался, говорят знакомые с положением дел на предприятии источники «ДЕНЬ.org». Сами официально трудоустроенные работники «ИжГЭТ» такой конкуренции со стороны вольно наемных не рады, так как они лишаются возможности приработка на дополнительных сменах.

«Во внерабочее время мы их совсем не видим, — рассказывают водители и кондукторы «ИжГЭТ». — Среди них большая текучка — сегодня они еще здесь, работают, а завтра — уже уволены и навсегда уехали. Живут изолированно и где именно, никто не знает. В первое время их заселяли в общежития на закрытых территориях депо предприятия. Посторонних к ним не пускали — доступ в общежития осуществлялся строго по пропускам».

Фото: ©«ДЕНЬ.org»Общежития в трамвайных и троллейбусных парках, о которых раньше никто ничего не слышал, как утверждают собеседники «ДЕНЬ.org», были переоборудованы из бывших актовых залов предприятия. В них завезли многоярусные кровати и организовали минимальный быт. В таких условиях и теснились временные работники.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»После якобы имевших место выездов по адресам сотрудников Управления ФСБ по УР стихийные приюты были разогнаны, а их жильцы перевезены на съемное жилье.

Где сейчас проживают кондукторы-гастарбайтеры и как обустроен их быт, известно только ограниченному кругу лиц. Просачивалась лишь информация о будто бы арендуемых для них трехкомнатных квартирах, в которых вынуждены одновременно ютиться по 10–17 человек. Кроме того, они сильно загружены на работе и возвращаются домой, по сути, только чтобы переночевать.

«Баланс рабочего времени штатных кондукторов на предприятии составляет 175–184 часа — столько в среднем по месяцам они должны выработать. С приезжими же заключаются договоры на 236 рабочих часов в месяц, — рассказывают сотрудники муниципального предприятия. — Всем гастарбайтерам присвоены отличные от наших табельные номера: у них они начинаются на "75". По табельным номерам производится начисление заработных плат. Нигде по парку "ИжГЭТ" такие номера не фигурируют».

Фото: ©«ДЕНЬ.org»В таком поставленном на поток сотрудничестве с рекрутинговыми агентствами юристы разглядывают не что иное, как уже состоявшуюся классическую схему по уходу от налогов.

«Такие схемы сейчас часто разбираются в судах, — поделился своим профессиональным опытом юрист. — Их используют для снижения налогооблагаемой базы. За подобные опыты налоговая инспекция инициирует судебные процессы с требованием доначислить налог на зарплату. Суды истцов активно поддерживают, а сами схемы при этом признаются незаконными».

Суть ухищрений сводится к тому, что недоплаченный налог на зарплату вешается на постороннее лицо, которое, как правило, оказывается «карманной однодневкой». В случае с «ИжГЭТ» конфиденты сообщают о некоем ООО «Бизнес Партнер», которое якобы и может выполнять функции такой фирмы-однодневки.

Источники рассказывают, что не раз присланные в «ИжГЭТ» кондукторы-гастарбайтеры пытались отыскать в Ижевске своих работодателей-рекрутеров. И каждый раз их поиски заканчивались по меняющимся адресам официальной прописки. Но ни по одному из этих адресов не находили ни саму фирму, ни каких-либо следов от ее деятельности.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»В самом «ИжГЭТ» необходимость в наборе на предприятие вахтовиков через рекрутинговые агентства объясняют стремлением «иметь запас» на случай выхода штатных сотрудников в отпуска, больничные и декрет.

«По действующему законодательству привлекать персонал по таким контрактам возможно на период отсутствия основного персонала, поэтому выбран срок на 1 месяц», — пояснила пресс-секретарь «ИжГЭТ» Наталья Кузнецова.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»При этом официальный представитель МУПа не стала скрывать, что до настоящего времени предприятие уже привлекало к работе приезжих кондукторов через рекрутинговые агентства. Заключенные до февраля 2016 года контракты она отнесла к мероприятиям пробного характера и озвучивала готовность МУПа и дальше продвигаться в этом направлении.

«Если несмотря на проводимые мероприятия по привлечению основного персонала вакансии кондукторов в 2016 году будут не закрыты, то предприятие продолжит такую практику, с тем чтобы обеспечить требуемые объемы перевозки. Сейчас число персонала, привлекаемого от сторонних агентств, не превышает 3,6% от штатного состава», — прокомментировала она.

Очевидно, практика привлечения работников на таких условиях продолжится, ведь для предприятия это хорошая экономия и фактически полное отсутствие обязательств.