Премиальный идиотизм. Вокалистка из США и пианист из России, дав концерт в Ижевске, пооткровенничали

Александр Поскребышев

Боевым концертом дуэта Даниила Крамера и афроамериканской вокалистки Нади Вашингтон Удмуртская государственная филармония закрыла сезонный джазовый абонемент. На взгляд и слух обозревателя «ДЕНЬ.org», музыканты не только интересно делали музыку на сцене, но и остросюжетно говорили за кулисами.

Даниил Крамер и Надя Вашингтон синхронно вскидывали руки, когда речь заходила об особенностях при вручении американских премий. Фото: Александр Поскребышев«Не говорите, что мне делать…»

Уроженка Далласа (штат Техас), давно и успешно работающая на нью-йоркских площадках, напрочь опровергла мнение, что техасцы — люди с отсутствующим чувством юмора. В общении с нашим корреспондентом веселая и остроумная Надя Вашингтон обострила ощущение ироничного, всегда присущего Даниилу Крамеру.

Правда, для того, чтобы дойти в общении с музыкантами до гомерического смеха, понадобилось начать интервью с серьезной темы.

— Даниил, для вас сейчас возникают какие-то сложности в связи с тем, что отношения между Россией и Америкой снова переживают «зимний период»?

— Между людьми культуры сложностей нет, а вот экономические неурядицы и непрерывные волатильные движения рубля затрудняют финансовое обеспечение культурных обменов, — усмехнулся пианист, который ежегодно, начиная с конца 90-х, приезжает в Ижевск, а в прошлом сезоне впервые выступил в Воткинске. — Ни с одним из европейских или американских музыкантов, писателей или философов у меня нет противоречий. Да, мы, бывает, не согласны друг с другом. Этого еще нам не хватает, чтобы мы были во всем схожи. Бывает, что с российскими коллегами я гораздо больше расхожусь в мыслях, и мы спорим с ними намного эмоциональней. И я был бы крайне недоволен ситуацией, когда меня окружали бы одни единомышленники — это скучно и вредно для жизни!

Даниил Крамер. Фото: Александр Поскребышев— В таком случае любопытно узнать, к вам не обращались «сверху» с острожными рекомендациями «заморозить» проекты с нашими «идеологическими противниками»?

— Подобного мне никто не говорил, и я бы не принял эти «рекомендации». Видимо, поэтому я и живу жизнью независимого человека. К примеру, я не завишу от государственного бюджета. Да, у меня нет многоэтажных дворцов, но зато я сплю спокойно и не думаю, кто и что должны мне советовать и говорить, что мне делать.

Проем для движения по выбранной дороге

В гастрольный тур Нади Вашингтон в России Даниил Крамер взял питерского контрабасиста Владимира Кольцова-Крутова и молодого московского барабанщика Игната Кравцова.

Эта ритм-секция живо и органично обеспечила прочный ритмический базис для молодой солистки, в чьей карьере, несмотря на возраст (Наде всего 27 лет), есть работа с музыкантами из актуального джазового топа — Грегом Осби, Ральфом Питерсоном, Эсперансой Сполдинг, Лалой Хэтуэй, Джорджем Дюком.

Однако самым именитым партнером Нади был все-таки Дэйв Брубек — белый пианист, который делал джаз в одно время и нередко, бывало, на одной сцене со всеми титанами эры свинга, би-боп — Луи Армстронгом, Дюком Эллингтоном, Чарли Паркером и целым батальоном, составленным из их музыкальной ровни.

Впервые в Ижевске Надя Вашингтон выступила в мае 2013 года, когда на Центральной площади столицы Удмуртии состоялся фестиваль New stars of America. Фото: Александр ПоскребышевПри этом не может не импонировать, что в своем творчестве (Надя одинаково гармонична в джазовом вокале, соул, госпел, R&B, пишет авторские пьесы, делает аранжировки) она живет не только вчерашним, но и «попадает в десятку» в современной музыке.

В прошлом году Надя Вашингтон написала музыку для альбома Дайаны Ривз «Прекрасная жизнь», а затем выступила в роли аранжировщика. Именно за эту работу Надя и получила премию «Грэмми».

— Могу признаться, что я до сих пор не осознала, что у меня есть эта престижная премия, — сказала мисс Вашингтон в эксклюзиве для «ДЕНЬ.org». — Пока это одно из самых вдохновляющих событий в моей карьере. Это знак того, что я нахожусь на правильном пути. В то же время я прекрасно понимаю, что эта премия не означает окончания или заката карьеры. «Грэмми» — это всего лишь «проем», «дверь» и «выход» к продолжению движения по однажды выбранной дороге…

Величайшее влияние без всяких премиальных

— Надя, недавно премию американской киноакадемии «Оскар» за океаном обвинили в том, что она «побелела». «Грэмми» еще держится, и эту премию пока не обвиняют в «излишней белизне»?

— Oh my God! — воскликнула Надя.

Даниил Крамер всегда внимательно прислушивается к акустическим возможностям концертного зала. Фото: Александр Поскребышев— Боже мой! — повторил вслед за вокалисткой пианист. — Кроме «белизны», «Оскар» упрекнули еще и в отсутствии геев в списках лауреатов!

— С сожалением я могу предположить, что премию «Грэмми» сегодня можно купить. Хотя, я уверена, что есть премиальные категории «второго плана», где сохраняется честность, — ответила Надя, прежде очень долго и дипломатично подбирая слова.

— Сам факт того, когда люди начинают рассуждать о том, что какая-либо премия должна даваться не за достижения в искусстве, а в соответствии с цветом кожи или гендерными предпочтениями, для меня является символом идиотизма! — категорично добавил Даниил Крамер.

— О, Дэниэль, ты не дипломат. А я старалась отвечать политкорректно, — заразительно расхохоталась американская певица.

— Мы знаем множество примеров, когда люди, не обладая никакими премиями и званиями, «Оскарами», «Грэмми» или «Хрустальными Турандотами», были знамениты, любимы публикой, оказав величайшее влияние на всю мировую культуру, — безапелляционно отрезал пианист. — И сегодня без них эту мировую культуру невозможно представить!