Вот он, лес, а нет его. Удмуртия теряет новый крупный проект по лесопереработке

Дмитрий Манылов

Прогноз социально-экономического развития Удмуртии до 2020 года весьма пессимистичен относительно перспектив лесопромышленной отрасли. Появилась возможность исправить ситуацию: крупный инновационный проект глазовского комплекса по глубокой переработке древесины представлен совету по инвестициям Удмуртии. Правда, Минлесхоз УР не готов выделить участки под лесозаготовку в необходимых для проекта объемах. Если вопрос не решится, проект уйдет в другой регион.

Фото: glazov-news.ruПроект «Строительство завода по производству импортозамещающих тонких сверхтвердых древесноволокнистых плит (ХДФ) на основе инновационных экологически чистых связующих материалов с глубокой переработкой древесины и древесных отходов (создание совместного российско-китайского предприятия)» на заседании Совета по инвестиционной деятельности и конкурентной политике в УР представил Михаил Козлов, один из бывших руководителей «Ижмаша», возглавивший впоследствии «Комбин», «Элеконд». ООО «Новый регион 18», в совете директоров которой сейчас председательствует Михаил Козлов, постаралось вложить в название все многочисленные преимущества проекта.

Деньги будут, если будет лес

Интересного там действительно много. Завод по производству ХДФ задумывается как якорный проект глазовского инновационного лесопромышленного комплекса. Запуск только одного этого завода даст 2,2 млрд рублей товарной продукции в год. Поставлять оборудование будет китайская компания, запустившая уже несколько подобных предприятий. В целом проект предусматривает реализацию полного цикла лесопереработки, помимо ХДФ планируется изготавливать инновационный ламинат. Экологически чистые смолы без фенола и формальдегидов, которые будут использованы в производстве, также будут производиться в Удмуртии.Председатель совета директоров «Элеконда» еще одна ипостась Михаила Козлова. Фото:news.rumbler.ru

Кроме китайского и итальянского оборудования, в проекте используются и российские инновационные технологии, защищенные патентами, в частности, токопроводящая краска, разработанная ульяновским нано-центром, и технология упрочения мягколиственной древесины, повышающая ее плотность в три раза. Михаил Козлов пояснил «ДЕНЬ.org», что использовать будут осину, запасы которой в республике составляют около 18 млн куб. м, и сейчас она фактически нигде не применяется.

Для реализации проекта требуется 3,7 млрд рублей, но главная проблема сейчас не в деньгах и даже не в ставке и сроке их привлечения — инвесторам прежде всего нужны гарантии выделения лесных участков. По словам Михаила Козлова, необходимо резервирование лесных ресурсов на севере Удмуртии в полном объеме, а именно 650 тыс. куб. м леса в год. Это немало, но и цена вопроса велика — проект может заменить четверть всех импортных поставок ХДФ в Россию.

200, 500 или 650?

Выступивший вслед за Козловым и. о. руководителя Агентства инвестиционного развития УР Игорь Золотухин одобрил проект, мягко указав на то, что необходимо более детально проработать вопрос сырья для деревообработки. Финансирование, по его мнению, можно было бы провести через федеральную программу поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории РФ, на основании проектного финансирования.

Рафис Касимов категоричен — 200 тыс. кубов, и не больше. Фото: © «ДЕНЬ.org»Ясность относительно резервирования земельных участков внес министр лесного хозяйства УР Рафис Касимов. Он сказал, что еще в ноябре 2015 года, когда идея рассматривалась в правительстве республики на «часе инвестора», им была озвучена возможность предоставить в аренду под проект лесные участки с ежегодным объемом заготовки древесины 200 тыс. куб. м в Балезинском, Глазовском и Кезском районах. Это менее трети от необходимого объема, озвученного Михаилом Козловым.

Рафис Касимов рассказал, что после «часа инвестора» к ним поступил бизнес-план, в котором были запрошены участки под объем 500 тыс. куб. м в год. Сейчас стало еще больше, а максимальный объем лесосеки, который готово предоставить министерство, не изменился. Кроме того, по его словам, проект не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов». Для того чтобы Минпромторг РФ включил проект в перечень приоритетных инвестиционных проектов, нужно сначала получить одобрение правительства Удмуртии и Федерального агентства лесного хозяйства. В итоге Рафис Касимов предложил отправить проект на доработку.

Фото: drevdom.ruВ ответ на претензии главы Минлесхоза о несоответствии федеральному постановлению Михаил Козлов напомнил участникам заседания о том, что лошадь должна быть впереди телеги. «О каком бизнес-плане можно говорить, если нам не выделены конкретные лесные участки, 2,2 млн куб. м леса — расчетная лесосека в Удмуртии, и она используется далеко не полностью», — сказал он.

Михаил Козлов «подколол» Минлесхоз, упомянув также о турецком проекте фирмы «Кастамону энтегре», вывозящей из Удмуртии значительные объемы леса для нужд производства в особой экономической зоне «Алабуга» в Татарстане.

Что касается свободных площадей для лесозаготовки, есть информация с пресс-конференции Рафиса Касимова, проходившей в сентябре прошлого года, когда он сказал, что в регионе половина лесных угодий сдана в аренду, большинство как раз под лесозаготовку. Объем расчетной лесосеки, озвученный Михаилом Козловым, подтверждается данными на официальном сайте Правительства УР. Получается, что за период с сентября прошлого года по сегодняшний день практически весь оставшийся объем расчетной лесосеки передан арендаторам?

Новое производство может заменить 1/3 российского импорта ХДФ. Фото: certa-mebel.ru «Если даже они попадут в перечень инвестпроектов, 500 не сможем дать, дадим только 200 тыс. куб. м в год», — прокомментировал «ДЕНЬ.org» после заседания совета по инвестициям Рафис Касимов. По поводу турецкой компании, перерегистрировавшейся, по информации Михаила Козлова, в Нидерландах еще до наступления известных событий со сбитым российским самолетом, Рафис Касимов пояснил, что в Татарстан через эту фирму из Удмуртии идет дровяная древесина, причем платят они за нее довольно дорого.

Глава Удмуртии Александр Соловьев на заседании совета по инвестициям пообещал дать задание «силовикам», чтобы проверить компанию, но, скорее всего, никаких противозаконных действий там не обнаружится. А Михаил Козлов проинформировал «ДЕНЬ.org» о том, что ему уже поступают звонки из других регионов с предложениями перенести проект к ним. «Я всем говорю, что пока здесь не будет принято окончательное решение, из Удмуртии с проектом не уйдем, — ответил Михаил Козлов, — но если здесь откажут, то мы готовы».

Проект, что называется, не ждали — в прогнозе социально-экономического развития Удмуртии на период до 2020 года лесопромышленному комплексу предрекали застой. Индекс производства в обработке древесины в 2018 году запланирован на уровне 85,4% к 2014-му. Вдруг новое производство с выручкой в несколько миллиардов рублей буквально свалилось на голову — упускать его было бы обидно. Поэтому Александр Соловьев предложил заинтересованным сторонам собраться в рабочем порядке и уладить недопонимание, но сделать это, судя по всему, будет непросто.