В глубине немецких руд. В Ижевске музыку Рахманинова исполнил самый «глубокий» музыкант в мире

Александр Поскребышев

Вторым концертом в фортепианном абонементе Удмуртской государственной филармонии стало выступление Олега Полянского — уроженца Киева, который почти четверть века назад уехал в Германию. В программе выступления этого пианиста в Ижевске были сочинения Шуберта и Рахманинова. Причем после музыки Олег Полянский открылся для прессы как интересный рассказчик.

Олег Полянский. Фото: Александр ПоскребышевНет скандала в давнем деле

В пианистическом социуме Олегу Полянскому «поставили галочку» после XI Международного конкурса имени Чайковского. В 1998 году он играл в финале этого «чемпионата мира по музыке», и в фортепианной конкурсной категории среди семи его соперников оказались будущий победитель Денис Мацуев, обладатель второй премии Вадим Руденко и третий призер — британец Фредерик Кемпф.

— Скажу откровенно, что технически Мацуев и Руденко превосходили Кемпфа на одну-две головы, — комментирует давнюю историю Олег Полянский, который не видит в XI конкурсе никакого скандала. — Поэтому ругань в прессе оказалась на деле пустыми словами. А я отвечаю за свои слова.

Политическое предположение и две шутки

Надо сказать, что пианист за словом в карман не лез. Перебирая с подачи репортеров темы, Олег Полянский мог после серьезного разговора запросто переключиться на ироничное.

— Хотите анекдот? Политический? — спросил уроженец столицы Украины. — На инаугурации Порошенко в Киеве среди почетных гостей оказался и президент Белоруссии Александр Лукашенко. «А шо это вы, Олыксандр Грыгорьевыч, как-то странно на меня смотрите?» — спросил Порошенко у Лукашенко. «Просто вы у меня уже пятый», — попросту ответил глава Беларуси.

Фото: Александр Поскребышев«Политический» старт в интервью спровоцировал актуальный для европейцев вопрос, тем более что пианист живет в Кельне.

— Олег, с недавних пор в Германии, да и в целом в Европе, Кельн стал ассоциироваться не только со знаменитым собором и одноименным футбольным клубом. Беженцы с Ближнего Востока и Северной Африки «прославили» этот немецкий город тем, что в новогоднюю ночь на одной из площадей третировали женщин. Ваше отношение к этому?

— Выскажу предположение: может быть, Западу не надо было бомбить Ирак, а еще раньше Ливию или Афганистан? Если бы меня начали бомбить, я бы тоже уехал в другую страну, только вел бы себя в ней по-другому. Прекрасно знаю, что в той же Ливии работало много украинцев и зарплата медсестры достигала 1 тыс. долларов в месяц. А сейчас где заработать эту тысячу баксов? Понимаете, многие люди смотрят телевизор и все еще полагают: «Если это показывают, значит, это происходит на самом деле».

— Но вы же не станете отрицать, что в Кельне не было той самой ночи домогательств?

— Была, конечно. И это большая проблема. Но, повторю, Запад сам виноват в том, что в Европе сейчас много горячих ребят с Востока.

Чтобы надолго не застревать «в политике», Олег Полянский приправил к анекдоту три байки из серии «Музыканты шутят».

— Диалог молодого музыканта и преподавателя. «Вы знаете, профессор, мне не нравится "Аппассионата" Бетховена!»  «Молодой человек, это не она вам, а вы ей очень не нравитесь!» — остроумно парировал педагог. Как-то раз Мстислав Ростропович тонко подшутил над одним дирижером. Этот дирижер, окончив отделение народных инструментов, каким-то способом получил должность в известном симфоническом оркестре. Зная об этом и выходя на сцену на репетицию, Ростропович взял виолончель как балалайку и, в готовности ударить по струнам, сказал: «Ну что, будем начинать?» Наконец, история о знаменитом дирижере Тосканини и композиторе одной оперы «Сельская честь» Масканьи. Этот композитор ревниво относился к гонорарам дирижера и однажды заключил особой контракт — он получит на доллар больше, чем Тосканини. Когда Масканьи пришел в кассу, то ему выдали 1 доллар. «Не может быть, как, что?! — возмущался разгневанный композитор. — У меня же заключен контракт!» «Все правильно», — ответили ему в кассе. Просто Тосканини, узнав об этой уловке Масканьи, решил дирижировать бесплатно и привел товарища в чувство.

Фото: Александр ПоскребышевК музыке Рихтера через окно

Пересказав чьи-то шутки, Олег Полянский поведал авторскую веселую историю, которая приключилась уже с ним.

— Мне посчастливилось услышать вживую около десяти концертов величайшего Святослава Рихтера, — в признании пианиста слышатся нотки гордости. — Впервые это произошло в Киеве, когда мне было лет четырнадцать. В концертный зал я пробрался без билета через окно. За мной погналась милиция, но я успел спрятаться. Позже в Москве я почти на все значимые концерты проныривал без билета. Какие у студента могли быть деньги на билеты?! Бывает, заходишь в зал, культурно здороваешься с одной контролершей, с другой, потом заговариваешь им зубы и резко прошмыгиваешь внутрь. Это всегда был один из самых работающих студенческих приемов. В 1989 году я даже в Большой театр проник. Тогда в Москву приехал на гастроли миланский «Ла Скала» и билет с рук стоил 25 долларов. Как можно было пропустить такой концерт?! Я давал 20 рублей вахтеру и спокойно «просачивался» дальше. Фантазию надо всегда проявлять!

Самая глубинная музыка

Имя Олега Полянского занесено в Книгу рекордов Гиннесса в номинации «Самый глубокий концерт». Это произошло в 2003 году на Рурском музыкальном фестивале в Германии.

— И что вы играли в этой «преисподней»?

— Да никакая это не «преисподняя», — смеется мировой рекордсмен. — Это был привлекающий публику трюк, которые периодически разыгрывают в Европе. Рурский музыкальный фестиваль проходит в одной из закрытых угольных шахт. Добыча угля в них давно стала нерентабельной, и теперь это топливо добывают в Китае, в ЮАР, на Донбассе и Кузбассе. А в Руре одну из шахт сделали концертной площадкой. Безопасность в шахте на самом высшем уровне. Пассажирский лифт спускается со скоростью 12 м/сек, и мы за две минуты достигли глубины больше одной тысячи метров. Там прикольно так, я вам скажу. Акустика прекрасная, свечи горели, только немного жарковато было — плюс 38 градусов по Цельсию. Концертный рояль Kawai стоял на платформе, которую спускали вниз на грузовом лифте. Этот лифт двигается со скоростью 18 м/сек, и людям не рекомендуют ездить на нем. По требованиям техники безопасности публика могла находиться в шахте только полчаса. Затем всех поднимали наверх, и следующий концерт открывали через два часа.