Ослушаться или разорваться. Чиновники в Удмуртии пошли наперекор федеральному стандарту

Дмитрий Манылов

Государственная машина Удмуртии, как полагается, движется по колее, заданной федеральным центром. Развивая эту аналогию, представим себе, что колея вдруг стала расширяться. Колёса уже не помещаются в нее, возникает два варианта: проявить самоуправство и двигаться по целине хотя бы одним колесом или разорваться.

Фото: пресс-служба главы и правительства УРС точки зрения нормальной логики выбор ясен. С точки зрения аппаратной работы в том, чтобы разорваться, оставаясь при этом в русле разнонаправленных вышестоящих установок, нет ничего противоестественного. Приведу пример. Глава Удмуртии Александр Соловьев в докладе по итогам 2015 года отметил, что республика выполнила задачу, поставленную президентом России, и обеспечила с 1 января 2016 года всех детей 3–7 лет местами в дошкольных учреждениях. Для этого было введено 1 152 новых места в детских садах. Задача поставлена, деньги выделены, цель достигнута, и, кажется, нет никаких противоречий.

Фото: auto-lev.ruОднако, по сути дела, развитие муниципальных детских садов противоречит основной идеологической линии на снижение доли государства в социальной сфере. Главный постулат, которым руководствуются наши власти, состоит в том, что частная форма организации любых процессов всегда эффективнее государственной или муниципальной, причем не только в промышленности, но и в коммунальной и социальной инфраструктуре. Исходя из этого постулата, Правительство РФ осуществляет нормативное регулирование — утвержденные в сентябре 2015 года стандарты развития конкуренции в субъектах РФ направлены на то, чтобы максимально способствовать усилению частного сектора в социальной сфере.

Главное — развивайте, а там посмотрим

Открывая дополнительные бюджетные места в детских садах, региональные чиновники фактически затрудняли для себя выполнение стандарта по развитию частных садов. Теперь нужно как-то выкручиваться, и вот уже министр образования и науки УР Алексей Мирошниченко докладывает на заседании республиканского совета по инвестиционной деятельности и конкурентной политике о том, что число частных детских садов за год удалось увеличить с одного до трех. Достигнуто это благодаря субсидиям на возмещение части затрат частных дошкольных образовательных организаций. Есть резерв и на будущее: министр пояснил, что надеется на то, что еще 30 детских организаций поменяют статус с организаций по присмотру и уходу за детьми на статус дошкольных образовательных организаций. Стимулировать их должна субсидия.Фото: bis-broker.com

Адепты рынка скажут, что идет долгий и трудный процесс развития частной инициативы, поэтому на первоначальном этапе частников непременно нужно поддержать субсидией. Если речь идет о субсидии по приоритетным бизнес-проектам, то все понятно. Когда же субсидии выдаются для того, чтобы искусственно поддержать более дорогую услугу только потому, что она частная, это непонятно.

Конкуренция нужна не сама по себе, а для того, чтобы снизить цену. Разговоры о том, что все заработает, когда у нас в полной мере разовьются рыночные отношения, похожи на мечты о «светлом советском будущем». О них люди моего возраста вдоволь наслушались в детстве. Декорация поменялась, и вот нам рассказывают о «светлом рыночном будущем», которое непременно наступит, может, только не на нашем веку.

Федеральные стандарты развития конкуренции в социальной сфере предписывают ежегодно увеличивать на 2% численность детей, пользующихся услугами частного дополнительного образования. Сказано — сделано, правительство Удмуртии заложило на 2015 год долю таких детей в размере 0,05%, а на 2016-й — 0,07%. Может быть, федеральные власти имели в виду, что в ситуации падения реальных доходов населения минимум на 10% доля детей, получающих частные услуги дополнительного образования, в 2015 году будет составлять 2%, в 2016-м — 4% и так далее, но это наивный подход. Наши чиновники, похоже, решили заложить в документ арифметическую шутку — если число «0,05» увеличить на 2%, то будет 0,051, так что 0,07 — это «стахановское» перевыполнение.

Опасная развилка

Фото: пресс-служба главы и правительства УРСо стандартом развития частной медицины такой номер не прошел — федерация утвердила для регионов рост доли затрат на медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию, оказанную частниками, на 2015 год в размере 6%, 2016-й — 7%, 2017-й — 8%, 2018-й — 10%. Здесь Минздрав УР опять принял удар на себя, предложив запланировать вместо 7% в 2016 году 1,2%. Это уже похоже на выход из колеи федеральных установок.

Очевидный диссонанс возник и в вопросе усиления роли «народных» форматов розничной торговли — рынков, ярмарок. Видимо, федералы поняли, что в кризис лучше снизить зависимость крестьян от ретейла, и установили, что в регионах, где доля оборота розничной торговли на рынках и ярмарках составляет менее 20% общего розничного оборота, должен быть обеспечен средний рост этой доли не менее чем на 5% в год. К 2018 году во всех субъектах РФ торговля на рынках и ярмарках должна быть не менее 20%.

Инициатива, по сути, здравая, но недостижимая, и Минпромторг УР проявил изрядную решительность, предложив запланировать снижение целевого показателя по этому стандарту с 2,2% в 2015 году до 1,8% в 2016-м и в последующие годы. На подобное самоуправство не мог не отреагировать глава Управления Федеральной антимонопольной службы по УР Михаил Маренников — он отказался проголосовать за пункты, где региональные чиновники заложили целевые показатели ниже федеральных. Как представитель федеральной структуры в Удмуртии, отреагировать по-другому он просто не мог, в итоге победила демократия — по документу один голос против.

Теперь остается только ждать, как отреагирует на такое самоуправство правительство РФ. Министр экономики Удмуртии Михаил Зайцев объявил, что до 12 февраля российскому правительству нужно представить доклад по региональным стандартам развития конкуренции. Он также отметил, что выполнение требований стандарта, начиная с итогов 2015 года, будет учитываться при оценке эффективности деятельности высших должностных лиц и исполнительных органов власти субъектов РФ. Посмотрим, что будет, но республиканские чиновники, похоже, решили стоять на своем.