Жертвы эксперимента. Ветеранам Ижевска есть чем ответить на отмену безлимитных социальных проездных

Надежда Рысьева

Фото из архива газеты «День». На митинге протеста в Ижевске. 24 октября 2009 годаЭксперимент Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии дорого обойдётся правительству региона. Социальная стабильность в столице республики вновь под угрозой. Спустя десять лет власти снова наступают на те же грабли, что и в 2005 году. Шестого февраля на Центральной площади Ижевска пройдет первый митинг против введения новой системы социальных проездных, придуманных специалистами Миндортранса.

Сегодня пенсионерам и кондукторам приходится непросто рассчитываться за проезд в транспорте. Фото: «ДЕНЬ.org»С 1 февраля в общественном транспорте столицы Удмуртии постоянно вспыхивают конфликты. Нововведением недовольны все: и пассажиры-пенсионеры, и собирающие плату за проезд кондукторы. Сейчас вместо безлимитного социального проездного для ветеранов действуют два варианта оплаты проезда. Первый вариант соцпроездного — 360 рублей на 60 поездок в месяц, второй — без ограничения поездок, но по цене 600 рублей. Недостающие более 200 рублей льготник должен доплатить из своего кармана. Напомним, раньше проездной без ограничения поездок стоил 310 рублей.

Инициатива введения новой системы тарификации проездных для льготников принадлежит Министерству транспорта и дорожного хозяйстваУдмуртии. Специалисты именно этого ведомства прощупали «почву» для очередной «оптимизации». Главным раздражителем этой системы стали специальные талоны, прилагающиеся дополнительно к проездным билетам стоимостью 360 рублей.

Так начинались акции протеста после отмены бесплатного проезда для пенсионеров в Ижевске. Фото из архива газеты «День». 12 января 2005 года.Получить комментарий по поводу введения доставляющей массу неудобств «талонной системы» оказалась непросто. Однако, как удалось выяснить со слов сотрудников министерства, автором идеи является некая Галина Ашихмина, специалист, якобы ответственный за разработку талонов для социальных проездных. Подтвердить данные сведения по уважительной причине не получилось. Выяснилось, что Галина Ашихмина находится на больничном. «В стране бушует эпидемия свиного гриппа», — не без юмора парировали по этому поводу в ведомстве.

Между тем, каким образом чиновники пришли к решению сломать привычный порядок, известно. Летом прошлого года Министерством транспорта и дорожного хозяйства УР было проведено масштабное обследование, которое длилось четыре месяца — с марта по июнь. Оно было направлено на мониторинг пассажиропотока, то есть выяснение количества людей, пользующихся льготными проездными.

Во время акции протеста в Ижевске за сохранение социального проездного. Фото из архива газеты «День». 24 октября 2009 годаВ рамках этого обследования было напечатано 2 017 электронных проездных, которые выдали льготникам по случайной выборке во всех муниципальных образованиях Удмуртии. На основании полученных данных было выявлено, что порядка 70% льготников совершают не более 60 поездок, включая пригород. В министерстве уточняют, что стремились к максимальной достоверности, для чего обследование проводилось в летнее время, когда поток пенсионеров в общественном транспорте максимальный. Таким образом было определено среднее количество поездок, совершаемых льготниками в Удмуртии за один месяц, — 57. Именно на основании этой цифры было решено ограничить социальный проездной 60 поездками.

В случае с Ижевском средние данные по республике явно разошлись с реальностью. Так, ижевские пенсионеры жалуются на то, что прошло всего несколько дней, а у многих из них из выданных им 60 талонов осталась лишь половина. «Скоро придется ездить, как все, по 20 рублей. Где здесь льгота?» — сетуют ветераны. Очевидно, что с открытием огородного сезона количество поездок пожилых людей значительно возрастет. В этой связи с середины апреля столицу Удмуртии ждут настоящие социальные бунты пенсионеров. Не меньшие, чем те, что видел Ижевск в середине нулевых годов.

Потенциальное число недовольных огромно. По последним данным, социальных проездных билетов в целом по республике было реализовано порядка 87–90 тысяч. Из них на ветеранов Ижевска приходится около 62,5 тысячи. Даже если каждый десятый из них начнет выходить на митинги — мало никому не покажется.

Во время акции протеста за социальный проездной. Фото из архива газеты «День». 21 сентября 2009 года О желании вновь начать митинговать всю неделю говорили в общественном транспорте и в других местах, где собираются пенсионеры. Выгодной политической конъюнктурой в выборный год уже попытались воспользоваться оппозиционные республиканским властям руководители рескома КПРФ. В субботу, 6 февраля, на Центральной площади Ижевска назначен митинг, одной из тем которого однозначно станет введение новой системы социального проездного.

Сергей Щукин во время митинга протеста в Ижевске. Фото из архива газеты «День». 9 апреля 2011 года.«Тема проезда в общественном транспорте Ижевска — одна из самых социально взрывоопасных, — говорит организатор десятков митингов и демонстраций в столице республики Сергей Щукин, руководитель фракции партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» в Гордуме Ижевска, — поэтому власти должны десять раз подумать, прежде чем что-то здесь предпринимать».

По мнению Сергея Щукина, власти, скорее всего, расслабились из-за того, что случившееся в прошлом году повышение проезда сразу на 3 рубля прошло относительно гладко, без массовых протестов, однако у всего есть предел. «Транспортники и их лоббисты в органах власти, очевидно, обнаглели, — считает депутат. — Нынешнее решение по социальному проездному подготовлено бездумно и непонятно кем, и ради сохранения социальной стабильности надо однозначно отыгрывать ситуацию назад».

Вероятно, в Правительстве УР уже начали осознавать допущенную ошибку. В четверг, 4 февраля, премьер Виктор Савельев вынужден был провести незапланированное ранее совещание, на котором присутствовали руководители всех заинтересованных ведомств — Миндортранса, Минсоцзащиты, Минэнерго и другие ответственные чиновники. Совещание прошло в закрытом для СМИ режиме. Между тем, как стало известно, на совещании было рассмотрено несколько вариантов изменения системы социальных проездных для льготных категорий граждан. Что изменится в реальности, станет известно уже в ближайшее время.