Приятный десерт к испорченному завтраку. Удмуртия подключит к камскому проекту студентов с лопатами

Дмитрий Манылов

На пресс-подходе по итогам совещания о реализации регионального инвестиционного проекта по строительству и платной эксплуатации мостов через Каму и Буй в районе Камбарки в Удмуртии председатель совета директоров компании-концессионера ООО «Региональная инвестиционная компания» Александр Забарский рассказал журналистам о своем испорченном завтраке. Виноват в этом выпуск теленовостей, в котором была озвучена информация о принятии Правительством РФ постановления, ограничивающего предельные тарифы на проезд по платным дорогам и мостам.

Настроение Александра Забарского (слева) исправилось. Фото: © «ДЕНЬ.org»Крупнейший инвестиционный проект в Удмуртии выходит на финишную прямую. Глава республики Александр Соловьев заявил, что надеется на то, что пуск мостов удастся осуществить на пару недель раньше срока, намеченного на конец сентября 2016 года. Есть небольшие задолженности по финансированию — неоплаченные процентовки по выполненным работам, которые Александр Забарский пообещал закрыть в ближайшее время. Долг в сумме 105 млн рублей числится и за Удмуртией, но Александр Соловьев заверил, что он будет погашен.

Тариф узнаем перед запуском

Вопрос о стоимости проезда через мосты не решен до сих пор. Александр Забарский сказал, что будет уточнять детали по постановлению, о котором он узнал за завтраком, а тариф будет известен непосредственно перед запуском моста. Постановлением Правительства РФ № 47 от 30 января 2016 года, которое он, видимо, имел в виду, утверждена методика определения стоимости проезда по платным дорогам, в том числе и по построенным на условиях концессии. Этот документ ограничивает тариф на проезд по мостам для концессионеров интервалом от 84 до 269 рублей за километр в зависимости от высоты транспортного средства и количества колесных осей.

Фото: пресс-служба главы и правительства УРСтандартная 20-тонная фура с тентованным полуприцепом Krone и Schmitz имеет высоту от земли более 2,6 метра, поэтому для таких автомобилей тариф будет максимальным. Протяженность мостов без подъездных путей по проекту — около полутора километров, то есть только за мосты со стандартной фуры правительство разрешает брать более 400 рублей с ежегодной индексацией.

Такие тарифы концессионера, судя по его реакции на постановление, явно не устраивают. Присутствовавший на пресс-подходе старший вице-президент банка ВТБ Юрий Молчанов заверил журналистов, что тарифы точно будут ниже тех, которые сейчас действуют для паромной переправы через Каму. На сайте администрации Сарапула выложены тарифы на паром в 2014 году: перевозка автобуса от 23 мест стоила 1 500 рублей, легкового автомобиля — от 200 до 230 рублей, грузовиков — до 3 500 рублей в зависимости от массы. Кроме того, там прописан отдельный 30-рублевый тариф для пассажиров.

Даже для транзитных большегрузов это было бы явным перебором, а местных жителей, рассчитывавших добираться от Сарапула до Камбарки быстро и дешево, такой тариф точно разочарует. Многим из них придется вспомнить пословицу «Видит око, да зуб неймет».

Поможем «брать больше, бросать дальше»

Фото: пресс-служба главы и правительства УР.Любой крупный проект — это еще и дополнительный стимул развития региональной экономики. Правда, в этом смысле тоже все довольно грустно. Александр Забарский обозначил долю субподрядчиков из республики в проекте — около 10%. Вероятно, он озвучил эту долю уже с учетом достигнутой с Александром Соловьевым договоренности о привлечении к проекту студентов из Удмуртии. Само совещание было закрытым для журналистов, но на пресс-подходе удалось выяснить, что на месте проведения работ организуют городок, рассчитанный на проживание 1,5 тысячи человек. Там и будут жить студенты, привлекаемые для самых тяжелых и низкооплачиваемых береговых укрепительных работ. «Бери больше, кидай дальше», — иронизировал Александр Забарский, явно довольный достигнутой договоренностью. На вопрос о том, сколько студенты смогут заработать, он ответил, что цена будет определена в ходе переговоров с руководителями стройотрядов.

Это самый неквалифицированный труд с низкой добавленной стоимостью, поэтому платить много никто не будет. Отношение к земляным работам у молодежи со времен, описанных Николаем Островским в романе «Как закалялась сталь», изменилось. Движение студенческих отрядов в Удмуртии весьма активно, но одно дело романтика всероссийских строек, таких как олимпийские объекты в Сочи или космодром «Восточный», другое — укрепление родных камских берегов.

Один из руководителей и активистов движения Дмитрий Плешаков ответил, что не может прокомментировать этот вопрос, поскольку ему никакая информация о привлечении студенческих отрядов Удмуртии к проекту пока не поступала. В любом случае сроки сдачи объекта определены, Владимир Путин приглашен на открытие, поэтому на энтузиазме или на административном ресурсе, но студентов к работе подключат.

Накануне в ходе поездки к месту работ журналистам удалось пообщаться со строителями. Выяснилось, что там работают люди из Тюменской, Свердловской, Томской областей, Татарстана, Башкирии. Наших почти нет, но вот скоро придут махать лопатами. В Удмуртии умеют хорошо работать, однако навыков по части того, как съедать сливки с молока, у нас значительно меньше. Где их больше? На Кипре. Согласно выписке из реестра юридических лиц 51% доли компании-концессионера удмуртского проекта принадлежит кипрскому офшору «КЕЛСТЕНО МЕНЕДЖМЕНТ ЛИМИТЕД».

Фото: © «ДЕНЬ.org»Выгодоприобретатели проекта работают на Кипре, а представители бизнеса Удмуртии «отдыхают». В частности, на организованном накануне Минэкономики УР мероприятии по презентации бизнесу «Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ». Место в рейтинге определяется в основном на основании выборочного опроса предпринимателей региона, поэтому чиновникам важно было заранее получить обратную связь.

Выяснилось, что в вопросах о скорости согласительных и регистрационных процедур есть большие резервы для оптимизации процессов. Только все усилия профильных министров, озвученные на встрече, никак не связаны с одним из основных показателей — выручкой на одного занятого на предприятиях — субъектах малого предпринимательства. Здесь Удмуртия находится в группе «Е» — это самые отстающие. В ситуации, когда так резко упал платежеспособный спрос, можно было бы побороться за подключение регионального бизнеса к реализации проектов, подобных камскому мосту. Мы и подключаемся, но только силами студентов с лопатами. Идея кластера автокомпонентов также провалена — остается совершенствовать регистрационные процедуры.