Артист и альтист. Фестиваль «На родине Чайковского» в Ижевске откроют Хабенский и Башмет

Александр Поскребышев

Удмуртская государственная филармония опубликовала программу предстоящего 59-го музыкального фестиваля «На родине Чайковского». Обозреватель «ДЕНЬ.org» внимательно вгляделся в афишу одного из главных событий, наполняющих культурное пространство республики и ее столицы.

Фото: unblockproxybg.comЭксперимент музыки и слов для приведения в чувство

Фестивальную программу в Ижевске 2 апреля откроют Константин Хабенский и камерный оркестр «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета.

Первое отделение этого концерта станет не просто синтетическим соединением музыки и текста. В музыкальную ткань квартета № 14 «Смерть и девушка» Франца Шуберта «проникает» переложение для альта и струнного оркестра, сделанное Густавом Малером. На этот подклад Шуберта-Малера Константин Хабенский придумал нанести отрывки текста из пьесы Альбера Камю «Калигула».

В спектакле Санкт-Петербургского Государственного театра имени Ленсовета артист Хабенский играл роль римского императора и предложил «соединить несоединяемое» альтисту Башмету.

«Сначала мы попробовали соединить музыку и текст в 10-минутном варианте и удивились: совпало! — восклицал музыкант. — Но я до сих пор в недоумении, почему Шуберт назвал свой струнный квартет "Смерть и девушка"? Его музыка не о девушке и не о смерти. В то же время и о девушке, и о смерти, о рождении, страданиях и преодолении. Она о человеке. Она общечеловеческая!»

Фото: cultureseasons.ru«Эксперимент с Камю и музыкой Шуберта-Малера приводит людей в чувство, — говорил о силе воздействия придуманного опыта актер. — Не после обморока, разумеется. В то чувство, которое они не испытывают в повседневности. Текст и музыка вместе напрягают нервы, будоражат не обыденные мысли. Такая, в хорошем смысле, провокация искусством…»

Во втором отделении оркестр Башмета и Хабенский представят сюиту Камиля Сен-Санса «Карнавал животных». В конце XIX столетия французский композитор сочинил «большую зоологическую фантазию для оркестра и чтеца», где юмор и иронию обостряет жесткая социальная сатира.

Изначально к каждой из частей сюиты, посвященной какому-нибудь животному, Сен-Санс сам написал небольшие словесные портреты. А современный перевод текста француза Башмет и Хабенский попросили сделать известного поэта и прозаика Дмитрия Быкова.

«Это сатира на современное общество, которое почти не изменилось со времен Сен-Санса», — говорил Константин Хабенский.

Премьера этого синтетического спектакля состоялась в Перми еще пять лет назад, и теперь он доехал до Родникового края.

Для дуэта всегда всему свое время

Восьмого апреля на филармоническую сцену выйдет дуэт виолончелиста Бориса Андрианова и классического гитариста Дмитрия Илларионова. Программу «От Доуленда к Пьяццоле» (через музыку де Фальи и Паганини) эти музыканты должны были представить в Ижевске еще в начале декабря. Однако тогда концерт не состоялся. Сдвижка по сезону в весну произошла из-за того, что виолончелист никак не успевал вернуться к сроку с европейских гастролей. Тем не менее апрельский концерт двух виртуозов гармонично вписался в афишу фестиваля Чайковского.

Первое исполнение симфонии Малера… в Удмуртии

Юрий Симонов. Фото: krassever.ruДесятого апреля меломанов будет ждать встреча с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением Юрия Симонова и скрипачом Павлом Милюковым.

Оркестр, возглавляемый дирижером старой советской школы, и молодого солиста местная публика полюбила давно. «Симоновцы» не раз гастролировали в Удмуртии, а Павла Милюкова надолго «прописал» в Ижевске яркий проект Московской филармонии «Звезды XXI века», когда скрипач в течение трех лет кряду весной приезжал к нам с пианистом Филиппом Копачевским и виолончелистом Александром Раммом.

Теперь же оркестр и солист исполнят музыку Иоганнеса Брамса (Скрипичный концерт ре мажор), а после этого «симоновцы» сыграют произведение крупной формы.

«По всей вероятности, это одна из симфоний Густава Малера», — осторожно предполагает, как будто приоткрывает занавес, директор Удмуртской государственной филармонии Алексей Фомин.

По нашей информации, не исключено, что это будет Шестая «Трагическая» симфония, написанная большим австрийским симфонистом. Между прочим, на российском этапе симфоническая музыка Малера еще ни разу не звучала в Удмуртии.

Кто и как «отравил» Моцарта?

Академическая хоровая капелла Удмуртии. Фото: izhpt.comЧерез десять дней после Малера и Брамса любители музыки смогут услышать еще один комбинированный концерт. В этом «комбайне» Академическая хоровая капелла Удмуртии под управлением Андрея Елисеева вместе с московским актером Авангардом Леонтьевым и артистом Русского драматического театра республики Антоном Петровым исполнят вторую по счету «Маленькую трагедию» Пушкина «Моцарт и Сальери».

С «тяжелой руки» пушкинистов, а отнюдь не самого поэта (поэтическая рука у Александра Сергеевича была божественно талантлива и легка) в России пошла гулять ошибочная версия о том, что коварная посредственность Сальери отравил великолепного Моцарта из чувства зависти.

А вот у писателя Андрея Битова версия «ядовитого поступка» Сальери резко отличалась от «традиционных» и потому заслуживает внимания. В своей фантазии Битов предположил, что Сальери «отравил» Моцарта вовсе не ядом. Он «просто принес и показал Амадею архивные рукописи титана Иоганна Себастьяна Баха, «забытого» потомками почти на сотню лет.

«Когда Моцарт сел играть Баха, то сразу все понял. Это могло кончиться очень плохо. Как тонкая творческая натура, Вольфганг Амадей тоже "решил забыть" музыку Баха как кошмарный сон и вернулся к своему стилю», — в игре воображения за Моцарта и Битова интерпретировал эту интересную версию популярный музыкальный просветитель Михаил Казиник, когда в апреле прошлого года впервые выступал в Ижевске в программе фестиваля Чайковского.

Можно быть уверенным, что трактовка «Моцарта и Сальери» от креативного дирижера Андрея Елисеева тоже получится любопытной.

«Фельдмаршал» Федосеев и «серебряная» Кутузова

Большой симфонический оркестр им. Чайковского. Фото: burconcert.ruШестого мая Моцартиану (увертюра к опере «Свадьба Фигаро», фортепианный концерт № 21) на родине Чайковского продолжит выступление Большого симфонического оркестра (БСО) имени Чайковского под управлением маэстро Владимира Федосеева. В отличие от предыдущего визита БСО в Удмуртию в 2005 году на этот раз «фельдмаршал» от российской музыки будет дирижировать лично.

Помимо сочинений Моцарта «федосеевцы» исполнят Пятую симфонию Чайковского. Что касается солиста для фортепианного концерта, то за роялем сыграет 12-летняя москвичка Варвара Кутузова — серебряный призер прошлогоднего конкурса юных музыкантов «Щелкунчик», который проводит телеканал «Культура».

Валерий Гергиев. Фото: agregator.proНеизвестный пока венец

Парад симфонических оркестров 7 мая будут венчать музыканты Мариинского театра, ведомые неутомимым Валерием Гергиевым — музыкантом, наверное, способным сыграть 365 концертов за 366 дней високосного года. А то и много больше.

Говорить о программе концерта питерского коллектива за три месяца до выхода на сцену абсолютно несерьезно. Потому что нередко Валерий Абесалович может изменить концертную программу за несколько часов до того, как встанет за дирижерский пульт…