Уволить много ума не надо. Обновлению правительства Удмуртии мешает «рукотворный» кадровый голод

Михаил Красильников

Кадры решают всё — эта истина особенно актуальна, когда отрасли экономики страдают от того, что находятся под управлением непрофессионалов. За долгие годы под руководством Волкова Удмуртия лишилась многих ценных кадров. Сейчас в администрации главы УР не скрывают: найти замену провинившимся и неэффективным министрам оказывается проблематично.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»В последние дни не утихают разговоры о необходимости отставок чиновников, ответственных за крах системы отопления в Ижевске, приведший к резкому росту порывов на сетях. Народ требует жертв, эти настроения подогреты и приездом федеральных чиновников, которые чуть ли не давали прямые указания главе Удмуртии уволить всех, кто отвечал за подготовку системы к отопительному периоду.

«Уволить кого-либо много ума не надо», — ответил Александр Соловьев на очередную попытку журналистов узнать, кого же в итоге сделают козлом отпущения и предадут публичному позору. Возмущение от создавшейся ситуации с теплом в Ижевске переполняет многих, и вроде как хочется справедливого возмездия. Но глава что-то не спешит.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»Виновными и потенциальными отставными обычно называют вице-премьера Андрея Сивцова, курирующего промышленность, энергетику и ЖКХ, а также профильного министра Ивана Маринина, пришедшего в правительство из администрации Ижевска, где он на протяжении многих лет занимался вопросами ЖКХ и досконально знал все особенности работы УКСа.

Однако куда более важным становится вопрос: а если увольнять, кого поставить вместо них?

На первый взгляд он кажется странным. Неужели в целой республике с полуторамиллионным населением сложно найти человека на высокую должность? Пожалуй, желающих поработать в правительстве найти будет несложно, у нас каждый обыватель думает, что знает куда больше действующего министра.

Главным при подборе кадров служит профессионализм и глубокие знания в конкретной области. Человек должен уметь легко находить общий язык со всеми, налаживать хорошие связи с предприятиями из этой сферы, быть хозяйственным, ну и вроде как работать на благо республики, а не своей фирмы, которую он временно передал под чье-то управление, или собственных финансовых интересов. Вот под такие параметры, вероятно, найти непросто.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»В администрации главы признаются: в республике реально чувствуется кадровый голод. Конечно, возник он не внезапно, а благодаря тщательным усилиям бывшего президента УР Александра Волкова. В течение срока своего правления он умело избавлялся от потенциальных конкурентов, вычищая властные и околовластные круги от интересных, харизматичных лидеров, специалистов, доверяя министерства и ведомства исключительно проверенным людям, не способным сказать лишнее слово. В результате профессиональные кадры утекали в другие регионы либо старались максимально дистанцироваться от власти, уходя с головой в бизнес.

Конечно, кадровый голод в Удмуртии как на уровне республиканской власти, так и на уровне Ижевска ощущается не только в сфере ЖКХ. Многие ожидали, что после избрания на пост главы региона Александр Соловьев внесет кардинальные коррективы в состав правительства. Однако в итоге новых лиц оказалось мало. В экстренном порядке сменились министры здравоохранения и транспорта и дорожного хозяйства. Вместо не раз оскандалившегося и показавшего свою неэффективность Владимира Музлова в Минздрав пришел Алексей Чуршин. Виктор Вахромеев соответственно заменил Олега Гарина.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»Позднее Алексей Мирошниченко был назначен министром образования вместо ставшего вице-премьером Андрея Кузнецова. Сергей Токарев стал вице-премьером, ответственным за АПК, вместо Александра Коробейникова, а Минсельхоз после серьезной чистки возглавил Александр Прохоров. Еще четверо продвинулись по служебной лестнице с позиции замов, новыми лицами их назвать все же нельзя.

Хорошо иллюстрирует нехватку кадрового резерва для кабмина проект «Открытое правительство», запущенный весной 2014 года по инициативе Соловьева. Изначально декларировалось, что набравшие максимальное количество баллов кандидаты на министерские должности реально могут попасть в правительство. Однако в итоге портфели достались в основном действовавшим министрам и замам, которые также были обязаны принять участие в конкурсе.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»Если сейчас просмотреть списки желавших стать министрами, можно прийти к неутешительному выводу: выбирать жюри было в основном не из кого, хоть в проекте и приняли участие 179 человек.

Глянем, к примеру, кто бы хотел быть вице-премьером, курирующим промышленность. Открываем — Андрей Сивцов, других кандидатов нет. Тут можно было бы рассмотреть вариант возвращения Ильдара Бикбулатова на эту должность, однако, скорее всего, городу он как первый замглавы администрации сейчас нужнее.

Вопросы, которые сегодня относят к ведению Минэнерго, раньше курировал Минстрой. Среди кандидатов — три довольно известные личности. Это Леонид Кондаков, впоследствии ставший замруководителя администрации главы и правительства УР, крайне неоднозначная личность Наиль Кутдузов и возмутитель спокойствия Госсовета Юрий Бычков. В строительной отрасли он действительно профессионал, однако на чиновничьем месте его бурный характер пользы принесет вряд ли. Это касается и поста министра экономики, на который он тоже претендовал. Здесь ему конкуренцию составляли малоизвестные личности — начальники и заместители начальников отделов, бухгалтер и три топ-менеджера небольших предприятий. Хорошее представление о них давали их эссе, написанные общими фразами, с добавлением красивых лозунгов, всем известных фактов, перечислением очевидных проблем и без конкретных путей их решения.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»Стоит напомнить, что именно министр экономики дольше всех ходил после обновления правительства с приставкой «и. о.». Вероятно, на протяжении полугода администрация главы искала кого-либо способного заменить Михаила Зайцева на этом ключевом для региона направлении. Не удалось.

Много невнятных людей можно найти так в каждом списке претендентов. Некоторые эссе так и отдают полной некомпетентностью отдельных кандидатов. Становится понятно, почему в правительстве остались практически те же люди, что работали при Волкове.

Решать проблему нехватки профессиональных кадров для правительства как-то все же Соловьеву придется. Советчиков и ходатаев, вероятно, по этому вопросу у него хватает. Тем не менее именно от таких важных решений зависит состояние целых отраслей в регионе. В условиях непростой экономической ситуации малоподвижные бюрократы на ключевых позициях в правительстве только тормозят развитие республики, а пришедшие в кабмин исключительно из собственных финансовых интересов — особенно вредны.