Подождут до лучших времен. Строители так и не увидели обещанного правительством Удмуртии миллиарда

Михаил Красильников

Тяжелая ситуация в строительной отрасли вновь стала одной из главных тем прошедшей сессии Госсовета Удмуртии, несмотря на то, что в повестке этого вопроса не было. Его по уже сложившейся традиции в самом начале заседания поднял внефракционный депутат, директор строительной фирмы «Мастер» Юрий Бычков. Однако его предложения, не вмещающиеся в понятие регламента работы парламента, конкретно обсудить проблему задолженности бюджета республики перед строителями на следующей сессии приняты не были. О необходимости заняться этим вопросом депутатскому корпусу он пытался доказать примерами с тремя крупными предприятиями в отрасли, которые, по сути, прекратили свое существование в последнее время. Это Чепецкое управление строительства, Глазовский кирпичный завод и Чуровской завод силикатного кирпича.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»Куда делся миллиард, обещанный строителям на погашение перед ними долгов со стороны бюджета Удмуртии? Этот вопрос он задал на сессии как минимум три раза разным спикерам. Ответ он получил от замминистра финансов Фарида Асадуллина. В ноябре на сессии Госсовета депутаты приняли поправки к бюджету, согласно которым правительство планировало взять коммерческий кредит в размере 1 млрд рублей на погашение дебиторской задолженности перед строителями.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»Как оказалось, никто эти деньги в итоге не увидел, так как кабмин передумал занимать их в банке. Асадуллин объяснил это тем, что в этом случае создавалась угроза нарушить условия соглашения с Минфином России. По нему, напомним, республика получает бюджетные кредиты на погашение кредитов, взятых в банках. За счет существенной разницы в процентных ставках (бюджетный кредит выдается под 0,1% годовых) казна экономит деньги на обслуживание займов. В условиях соглашения прописаны предельный дефицит бюджета региона и целевые показания по сокращению доли коммерческих кредитов в структуре госдолга Удмуртии. Как оказалось, из-за нарушения этих условий республике в прошлом году пришлось досрочно вернуть в федерацию 7,5 млрд рублей.

Именно из этих соображений новый заём в банке республика брать не стала. Однако в результате строители практически потеряли в ближайшей перспективе надежду на возврат долга казны. Средств на капвложения в бюджете 2016 года явно не хватит на текущее строительство и выплату задолженности.

Никаких внятных планов по поводу того, как правительство планирует выходить из этой ситуации, замминистра представить не смог, оговорившись лишь, что часть средств будет возвращаться через бюджетные кредиты муниципальным образованиям. Но, как оказалось, и здесь обещания кабмина не выполняются: из 324 млн рублей города и районы получили только около 60 млн. Кроме того, по мере исполнения бюджета и работы с госдолгом правительство будет брать новые кредиты и выпускать гособлигации.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»Конкретный вопрос Асадуллину задал руководитель фракции «Единая Россия», начальник ГУССТ № 8 Алексей Прасолов: когда бюджет рассчитается с его предприятием? По его словам, долг составляет 1,1 млрд рублей и тянется примерно в таком объеме с 2013 года, то есть сейчас это половина от общей задолженности бюджета перед строителями. Асадуллин ответил — по мере поступления доходов в казну. Такая формулировка Прасолова не устроила — предприятию нужно рассчитываться с банком по кредиту. Денег ждут и поставщики стройматериалов.

Буквально добил эту тему вновь взявший слово Юрий Бычков. Он назвал странной ситуацию, когда громко заявляется о намерении взять миллиард в кредит и расплатиться со строителями, а затем втихую это решение правительством пересматривается.

Фото: mtksun.ru«Обещали, хотели отдать, и нет их. Что такое задолженность перед строителями? Это он должен управляющим, поставщикам, — пояснил Бычков. — Это же цепочка. Вот нам сейчас сказали, что у нас снижается дефицит, только вопрос: за чей счет? Может, мы хорошо сработали за этот год? Может, мы много денег привлекли инвестиций, Виктор Алексеевич? Ни фига. Нет, а благодаря тому, что мы просто не рассчитались со строителями. Во время кризиса нужно набирать деньги и поддерживать свою экономику, закачивать в нее деньги всеми правдами и неправдами или же зарабатывать эти деньги».

Вице-спикер Госсовета, председатель постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам Софья Широбокова в содокладе также выразила большую обеспокоенность и попросила Минфин и Минстрой тщательно заняться этим вопросам. Она отметила, что в прошлом году бюджет выплатил строителям долг в размере 751 млн рублей, еще 173 млн были направлены в январе 2016 года. Кроме того, она сообщила, что в том числе этой темой во вторник в Минфине РФ занимались глава УР Александр Соловьев и министр финансов УР Станислав Евдокимов.

Фото: mod-tex.comПолучается, что с накопленными ранее долгами перед строителями республика оказалась в тупиковой ситуации. Вновь взятые кредиты в банках помогли бы частично рассчитаться со строителями, однако следствием этого станет резко выросший госдолг и траты бюджета на его обслуживание. Вот только бежать в банк за деньгами не получится из-за действующего соглашения с Минфином РФ, который выделяет бюджетные кредиты. Если условия его нарушаются, республика обязана досрочно возвращать полученные от Минфина деньги. Причем они целевые и выделяются исключительно на погашение коммерческих кредитов.

Выход тут, по сути, один — обивать пороги Минфина РФ на получение бюджетных кредитов конкретно на строительную отрасль. В увеличение доходной части в этом году верится с трудом. В январе 2016 года налоговые и неналоговые поступления в республиканскую казну оказались на 35% ниже результатов января 2015 года. Ради того, чтобы соответствовать условиям соглашения с Минфином, на этой же сессии было принято решение об уменьшении расходной части бюджета УР почти на 1,2 млрд рублей за счет сокращения резервов, предусмотренных законом о бюджете, сокращения резервов по прочим обязательствам государства. Также за счет уменьшения кадастровой стоимости земельных участков ожидается экономия по налогу на землю, подлежащему уплате учреждениями, находящимися в собственности Удмуртской Республики. Кроме того, сокращаются резервы по налогу на землю и налогу на имущество, в том числе на предоставление дотаций на эти цели муниципальным образованиям.

Дефицит бюджета, таким образом, сократился до 6,9% и составил 3,2 млрд рублей при доходах в 55,2 млрд и расходах в 58,4 млрд. В результате республика получит бюджетный кредит на 5,9 млрд рублей.

Обратить пристальное внимание на строительную отрасль, страдающую от долгов со времен Волкова, действительно, правительству стоит. Строители ждут конкретных предложений и «живых» денег. Замалчивание приводит лишь к новым жертвам среди предприятий, которые оказываются не в состоянии расплатиться со своими поставщиками и подрядчиками.