Боевое крещение Ильи Пономарева. Вертикаль власти не встроилась в горизонталь Удмуртского кластера

Дмитрий Манылов

Руководитель Агентства инвестиционного развития Удмуртии Илья Пономарев стартовал в новой должности с участия в масштабном мероприятии — двухдневной проектной сессии «Стратегия Удмуртского машиностроительного кластера». Надо признаться, что кластер — это самая запутанная институция в сфере инвестиционной инфраструктуры Удмуртии, видимо, поэтому Илья Пономарев не порадовал собрание ни репликой, ни выступлением. Ответ на заданный мной в кулуарах вопрос о наполнении республиканского реестра инвестиционных проектов он пообещал дать через пресс-службу после поступления официального письменного запроса.

Илья Пономарев на переднем плане. Фото: © «ДЕНЬ.org»Вопрос был вполне в русле мероприятия, поскольку в реестре приоритетных для Удмуртии инвестпроектов на сайте udminvest.ru есть проект «Ижевский завод», инициированный Дмитрием Рыбаковым и имеющий к кластеру самое непосредственное отношение. Тем не менее молчание Ильи Пономарева, реплики замминистра промышленности и торговли УР Виктора Лашкарева, выступление главы этого министерства Владимира Разумкова позволили сделать вывод о том, что власти пока плохо представляют, что делать с этим проектом и с кластером вообще.

Да, выделена субсидия на создание учебного центра, он уже создается, но четкого понимания, как включаться в процесс дальше, у властей пока нет. С момента официального открытия Удмуртского машиностроительного кластера прошло уже почти полгода, но до сих пор большинство его мероприятий начинается с попытки осмысления того, что такое кластер и чем он может быть полезен.Фото: © «ДЕНЬ.org»

Нужен первый результат

Размышляя о структуре взаимодействия равноправных субъектов кластера, его создатели пытаются строить горизонтальные связи, к которым представители властной вертикали совсем не привыкли. Двигать процесс придется энтузиастам. Присутствовавший на встрече руководитель проектов Центра городских исследований бизнес-школы «Сколково» Сергей Журавлев не видит в этом ничего страшного.

«Нужна первая победа группы энтузиастов, первый результат — любой. Есть в Ижевске пять человек, которые должны что-то уже сделать, они должны создать нечто — продукт в широком смысле. К проектированию еще не приступили, пока идет сборка, какие-то теоретические конструкции, но надо сделать хоть что-то», — отметил он.

«Сейчас, — продолжил Сергей Журавлев, — это только рефлексия по результатам произошедшего сдвига в мозгах. Через некоторое время появится проектная способность, которую потом нужно будет превратить в первый успех».

В том же ключе прозвучала и реплика руководителя Центра стратегических инициатив и развития при ИжГТУ Михаила Плетнева, предложившего поставить в качестве ближайшей цели поиск прорывного проекта, который можно было бы продвигать совместными усилиями участников кластера, и победу с этим проектом в конкурсе на получение финансирования в одном из федеральных институтов развития.

Фото: © «ДЕНЬ.org»До сих пор проблемой для кластера является недостаточно активное вовлечение в его работу представителей крупных промышленных предприятий Удмуртии. На встрече присутствовали представители концерна «Калашников» и ИЭМЗ «Купол» — в конце концов их усадили за стол и попросили изложить мнение по поводу кооперации предприятий с использованием возможностей кластера. Представитель «Купола» заявил, что главное, чего он ждет от новой структуры, — это помощь в получении субсидий и другая осязаемая государственная поддержка.

Представитель «Калашникова» отметил как положительный момент создание силами кластера учебного центра, но усомнился в целесообразности отдавать часть своих производственных процессов на аутсорсинг. «Для нас важна гарантия по качеству и срокам, поскольку главная цель — минимизировать риски срыва госзаказа», — подчеркнул он. Поэтому на «Калашникове» сейчас создают собственное инструментальное производство.

Попытки участников дискуссии убедить представителя «Калашникова» Дениса Горского в полезности кооперации прервал руководитель индустриального парка «Развитие» Михаил Ромашов. «Образно говоря, мы (инфраструктура кластера) хотим, чтобы на нас „женились“ крупные заводы, но не задумываемся о том, что для этого мы должны быть как минимум симпатичными, тогда с нами захотят разговаривать», — сказал он.

«Глаза боятся — руки делают»

В ходе своей презентации директор управляющей компании кластера Денис Гаврилов представил несколько проектов, которые уже сегодня можно начать реализовывать силами кластера. Это уже создаваемый учебный центр, проект тяжелого беспилотника и cоздание инфраструктуры для разрабатывающихся в Ижевске беспилотных летательных аппаратов, строительство аэрополиса на базе будущего кампуса ИжГТУ в Нечкино, проект «Ижевский завод» по освоению высвобождающихся заводских площадей в центре столицы Удмуртии, освоение промышленных роботов и проект «сетевого завода».

Фото: © «ДЕНЬ.org»Последний проект обсуждался особенно остро, и он ближе других к идее кластера создать некую новую ценность, объединив усилия нескольких равноправных субъектов. На первый взгляд кажется, что задача здесь сводится к тому, чтобы объединить производственные возможности машиностроительных предприятий Удмуртии, местной науки и малого бизнеса, чтобы стать универсальной технологической площадкой для реализации инновационных проектов.

Справедливо, что для достижения этой цели нужно создать единую информационную среду, отладить взаимодействие. По мнению Сергея Журавлева, главное — генерировать новый совместный продукт кластера. Таким продуктом как раз может стать способность кластера функционировать в качестве «сетевого завода» как технологической площадки для быстрого и эффективного внедрения инновационных проектов в машиностроении.

Интересно, что совсем недавно, в конце января, правительством России принято Постановление № 41 «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат по реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения». Предусматривается, что по этой программе можно будет возместить до 50% всех расходов инициаторов совместного проекта на его реализацию. На сайте Минпромторга РФ говорится, что результаты отбора проектов станут известны в июне 2016 года.

По словам Дениса Гаврилова, в этом проекте наши предприятия пока не участвуют, есть определенные бюрократические сложности, связанные с тем, что Удмуртский машиностроительный кластер создавался по линии Министерства экономического развития, а программа промышленных кластеров инициирована Минпромторгом РФ. Решение таких вот, чисто бюрократических проблем могло бы стать вкладом представителей властей Удмуртии в процесс, и странно, что информация об этом совсем свежем проекте, на котором как раз и можно было пройти первую обкатку взаимодействия в рамках «сетевого завода», из уст руководителей Минпромторга УР не прозвучала.Фото: © «ДЕНЬ.org»

Возможно, первый успех, о необходимости которого говорил Сергей Журавлев, будет достигнут по направлению развития инфраструктуры беспилотников. «Дорожная карта» развития кластера, презентованная Денисом Гавриловым, предусматривает уже на 2016 год несколько практических действий, например, подготовку заявок в рамках национальной технологической инициативы АСИ по направлениям, связанным с беспилотными летательными аппаратами и нейротехнологиями.

Удивительно, что вот только на этой стратегической сессии удалось собрать за одним столом представителей трех ижевских предприятий, занимающихся беспилотными летательными аппаратами. Без таких мероприятий не найти тот общий интерес, который может катализировать все организационные процессы в кластере. Вопрос в скорости, хочется, чтобы процесс от рефлексии к обретению проектной способности и далее, к успешному запуску совместного проекта, мы прошли как можно скорее.