Soleimer, DeSheli, MonPlatin, ООО «Медея» или ООО «Илия» – список названий постоянно растет, но суть схемы, похожей на мошенничество, не меняется. Сотни жительниц Удмуртии оказались в кредитной кабале после того, как воспользовались приглашением посетить бесплатную косметическую процедуру в «элитном» салоне красоты. Обосновавшись в многострадальном Ижевске, косметические салоны нацелились на остальные города Удмуртии.
Таинственное исчезновение
Первым забил тревогу Воткинск. Десятки считающих себя обманутыми клиенток косметического салона «Медея» в среду, 24 февраля, попытались отстоять свои права в стенах компании, но столкнулись лишь с неадекватным поведением ее сотрудников. Руководство салона, в конце года успешно переименовавшегося из «Медеи» в «Центр косметологии и диетологии», фактически отказалось выходить на контакт с бывшими клиентками и тем более их юристами.
«Мы хотели спокойно договориться и расторгнуть договоры купли-продажи, но руководство компании отказалось с нами разговаривать, — рассказывает юрист Фонда правового обеспечения граждан Кристина Волкова. — Они оскорбляли нас, сказали, что мы быдло, что нам нужно лечиться, вели себя крайне неадекватно».
Однако жители были настроены серьезно и продержались в холле центра косметологии более семи часов в надежде на адекватный диалог.
«Дмитрий Козулин (директор компании) четыре раза вызывал полицию на основании того, что мы якобы срываем им рабочий день и не даем работать, хотя мы сидели спокойно и никому не мешали, — говорит Волкова. — На четвертый раз нас уже выставили, пригрозив привлечением к административной ответственности за то, что мы отказывались уходить до 22:30, а их рабочий день закончился в 21:00».
В итоге, по словам Волковой, Дмитрий Козулин посоветовал обманутым клиенткам своей компании прийти на следующий день без юристов в рабочее время, для того чтобы расторгнуть злополучные договоры. Однако ни бывшие, ни действующие клиенты в четверг попасть в центр косметологии не смогли — двери оказались наглухо заперты без каких-либо разъясняющих записок на них. Не удалось дозвониться до сотрудников фирмы и нам, телефон, указанный на официальном сайте, упорно твердил о недоступности абонента.
Осторожно, кредит!
Пострадавших с чемоданами косметики в руках и кредитом на шее за время работы ООО «Медея» только в Воткинске набралось более 200 человек, и это лишь те, кто обратился в правоохранительные органы. По всей стране таких — десятки тысяч, но уловка бесплатных процедур работает до сих пор. Начинается схема предельно просто: вам звонят по телефону и предлагают посетить удивительную, суперсовременную процедуру по уходу за кожей совершенно бесплатно, не согласитесь сразу — вынудят измором. Главным условием является наличие паспорта, якобы для строгой отчетности, но, как потом выясняют все принявшие предложение, лишь для того, чтобы оформить кредит «не отходя от кассы».
Кристине Волковой в свое время удалось побывать и по другую сторону баррикады — в поисках денег на продолжение учебы она устроилась на работу в «Медею», где дипломированному юристу за три дня предложили переквалифицироваться в профессионального косметолога.
«Нас быстро научили, как и что нужно говорить, чтобы заставить человека купить косметику, как отвечать на все вопросы и работать с возражениями клиента вроде “нет денег” или “с мужем надо посоветоваться”, — признается Кристина. — Там работали люди с улицы — студенты. Руководитель всех предупредил говорить, что у нас есть медицинское образование, что мы проходили косметологические курсы».
Каждому новому клиенту, по словам девушки, она должна была не только заговорить зубы, но и продемонстрировать мгновенный чудодейственный эффект косметики, нанеся средства на одну половину лица и незаметно добавив к ним антицеллюлитный крем для тела.
«Конечно, за счет этого крема лицо подтягивалось, — комментирует бывший «косметолог». — Закончив с первой половиной лица, я должна была подвести женщину к зеркалу и в красках расписать все существующие и несуществующие недостатки ее кожи — расширенные поры, возрастные морщины, обвисший подбородок, — а после объяснить, что только наша косметика сможет ей помочь».
На этом этапе к обработке женщин подключались и более опытные сотрудники фирмы. Казалось бы, очевидный «развод», который способен разгадать любой здравомыслящий человек, но, по опыту Волковой, через 2-3 часа коллективного психологического давления: «без нашей косметики вы облысеете», «от вас уйдет муж», «неужели вы не зарабатываете на себя любимую», кредитный договор на приобретение чудо-средств подписывали практически все.
Кульминация действа происходила в отдельном кабинете, где, помимо финансиста, с улыбкой показывающего женщине, где подписать документ, и ни на секунду не выпускающего из рук заветные бумаги, клиента продолжала заговаривать парочка других сотрудников фирмы. Тем самым лишая женщин возможности задуматься о том, что они делают.
«Когда подписываешь договор, они тебе его в руки не дают, держат сами и только указывают, где нужно подписать, — рассказывает пенсионерка Галина Федорова (имя и фамилия изменены). — Я сразу сказала, что мой бюджет маленький, у меня три кредита, маленькая пенсия и их косметика мне не по карману. А мне ответили: “Да что вы, у меня мама столько лет пользуется этой косметикой”. Они все очень хорошие психологи, все так ненавязчиво произошло, я до сих пор не могу объяснить, как я согласилась взять в кредит два набора косметики».
Жертвы красоты
По словам Кристины Волковой, такие салоны изначально ориентируются на неплатежеспособных граждан, просто потому, что ими легче манипулировать. Максимальная сумма кредитов, на которую пенсионерки и матери-одиночки, сами того не подозревая, заключают договор с банками, достигала 200 тысяч рублей под 39% годовых. А осознание содеянного приходит лишь по возвращении домой, иногда вместе с аллергическими реакциями в виде сыпи, зуда и покраснений. При этом все обманутые в своих ожиданиях женщины считают, что в момент подписания договора находились как будто бы в состоянии транса, вызванного, по их мнению, то ли напитками с наркотическим эффектом, то ли профессиональным "гипнозом".
«Я не глупый человек, знаю, как это все происходит, но там ты находишься в таком состоянии, что ничего не соображаешь, — рассказывает Розалия, еще одна клиентка этого салона. — Они отключают человека, превращают его в зомби. Меня положили на массаж спины, а после со мной очень хорошо поработала женщина, владеющая гипнозом. Очнулась я только когда мне принесли кейс. На следующее утро у меня от этой косметики на спине вышла аллергия, я тут же побежала к директору "Медеи" Дмитрию Козулину, чтобы расторгнуть договор, но мне отказали».
Деятельность подобных салонов, по мнению экспертов, балансирует на грани закона. Их возможно сомнительные действия могут быть очевидны, но сложно доказуемы. В настоящее время Фонд правового обеспечения граждан в Воткинске активно пытается помочь считающим себя обманутыми клиенткам салона «Медея» расторгнуть договоры купли-продажи, но, как признаются юристы, «люди судятся, но практически у всех идут отказы». Больше шансов у тех, кто подписал договор на услуги, а не на товар, как известно, косметика возврату не подлежит.
А само ООО «Медея», которое, по мнению наблюдателей, со всех сторон обросло дурной славой, было благополучно переименовано в ООО «Илия» или, как указано на официальном сайте, «Центр косметологии и диетологии» и спокойно продолжило свою деятельность, да так успешно, что бизнесу потребовалось расширение. В конце прошлого года такой же центр открылся и в Можге.