Плохие дороги не поделили. В Ижевске самой горячей теме пытаются придать политическую окраску

Михаил Красильников

Общественность и партийные активисты никак не поделят тему плохих дорог в Ижевске. Проблема, в очередной раз обнажившаяся с приходом весны, стала крайне удачным топиком для достижения определенными силами своих политических целей. Интриги, конкуренция и попытки обозначить разочарованность работой главы Удмуртии стали наиболее характерными особенностями диспута в соцсетях.

Фото: solomatin.livejournal.comТема дурных дорог в столице Удмуртии, да и в целом по республике, действительно благодатная, особенно в преддверии выборов в Госдуму РФ. Безусловно, отрицать наличие проблемы — глупо. Достаточно просто проехаться по городу на автомобиле. Конечно, есть улицы и отдельные участки, где ремонт проводился относительно недавно, и претензий к ним у автомобилистов нет. Однако обнажившиеся с приходом оттепели проблемы заставляют теперь многих водителей, мягко говоря, недобрым словом вспоминать дорожников, республиканские и городские власти, а также бюджетные деньги, потраченные как будто впустую. Закатанные катком миллиарды рублей не дают покоя.

Вопросы, конечно, в первую очередь хотят задать главе Удмуртии Александру Соловьеву. От бывшего дорожника жители ожидали значительного улучшения состояния дорог в городе. Однако очевидно, что за пару лет решить колоссальную проблему недоремонта невозможно. За последние пять лет в дороги Ижевска было вложено несколько миллиардов, и, похоже, не все они тратились прежним руководством города разумно. На днях Соловьев поручил выделить дополнительные средства на ремонт в Ижевске. До этого проблемой дорог практически не занимались, что не раз заставляло общественность устраивать масштабные акции протеста.

Митинг в апреле 2013 года. Фото из архива газеты «День»Пожалуй, самыми крупными были митинги весной 2007 года, летом 2011-го и в апреле 2013-го. В 2007-м несколько сотен автомобилистов устроили два автопробега — оба закончились на парковке у резиденции тогдашнего президента УР Александра Волкова, а летом 2011-го автопробегом ударили по приёмной партии «Единая Россия» и по дому Волкова в элитном микрорайоне Липовая Роща. В 2013 году участники митинга собирались на набережной. Тогда, кстати, и зародилась общественная организация «Автомобилисты Удмуртии», которая в этот раз особого радикализма не демонстрирует. Лидеры «АУ» разместили лишь открытое письмо в адрес главы УР. В нем излагается ряд вполне оправданных требований, а в заключении добавлено предупреждение: «В случае бездействия местных властей мы будем вынуждены обратиться в вышестоящие инстанции за защитой прав автомобилистов».

В эти дни общественность бурлит в самой популярной ижевской группе в «ВКонтакте» — ИГГС. Даже появился мотивирующий, вполне неплохо смонтированный видеоролик, в котором, в частности, говорилось о желании организовать митинг с походом к резиденции главы УР 5 марта. Активнее всего этой темой занялась некая Юлия Нуриева. Однако во время организационного собрания участники ИГГС все же отказались от такой формы протеста, как митинг, в пользу более безобидной — круглого стола.

Тимофей Клабуков на Первомайской демонстрации в 2015 году. Фото: facebppk.comПобывавший на этой встрече лидер регионального отделения партии «Яблоко» Тимофей Клабуков так отозвался об ее итогах: «Пришла девушка, которая долго объясняла, что она сама неравнодушная очень и все организовала, потом был пассаж про „тяжелое для страны время“ и предложение собрать подписи под предложением созвать круглый стол с властями и ездить мерить гарантийные дефекты... На предложение делать митинг и собрать инициативную группу более широкую из присутствующих девушка начала сперва обвинять высказывающихся в аффилированности с „Автомобилистами Удмуртии“, потом плакалась на угрозы в свой адрес (которые, правда, не смогла предъявить, хотя грозилась „показать переписку“)».

Вечером 5 марта Тимофей Клабуков разместил в «Фейсбуке» скриншоты переписки якобы между Юлией Нуриевой и неким капитаном отдела «Э» Рустамом Гумеровым, где тот настоятельно советовал ей не связываться с Клабуковым, акцентируя на его «криминальное прошлое», а еще отказаться от идеи митинга. Вместо этого бороться за хорошие дороги предлагается раскладыванием гвоздик на ямы, сбором подписей, флешмобами и другими безобидными методами.

Сергей Курбатов. Фото: facebook.comКоординатор Устиновского отделения ЛДПР Сергей Курбатов, который тоже участвовал во встрече, 4 марта у себя в «Фейсбуке» написал, что инициативная группа автовладельцев уже создана и ждет от всех вопросов для круглого стола. На это мероприятие, по его словам, планируется пригласить представителей службы заказчика, подрядных организаций, органов городской и республиканской власти, ГИБДД, прокуратуры, общественности и СМИ. Подать заявку на проведение круглого стола предполагается 9 марта.

Подобное мероприятие могло бы вполне стать шансом для ЛДПР подмять под себя дорожную тему. Нежелание организовывать митинг здесь вполне понятно — у местного отделения партии попросту отсутствует опыт проведения крупномасштабных акций. Кроме того, автомобилисты явно были бы против присутствия на акции флагов ЛДПР. Круглый стол в этом плане удачная форма заявить о себе, а затем включить пункт участия в решении проблем дорог в свои предвыборные материалы.

С точки зрения Клабукова, круглыми столами проблему не решить и нужны более серьезные формы привлечения внимания вроде митингов. В результате он решил взять организацию такой акции на себя. Четвертого марта он подал заявку на его проведение 19 марта в 13:00 на Центральной площади напротив Дома правительства. При этом оговорился, что партийной символики на митинге не будет, «дабы не давать повода для спекуляций тем, кто по разным причинам будет заниматься контрагитацией митинга». Удастся ли ему привлечь в итоге активную часть автомобилистов, пока сказать сложно. Во всяком случае в группе ИГГС информации о его планах нет.

Активисты ИГГС 6 марта записали видеообращение к президенту РФ Владимиру Путину. Ведущую роль, кстати, в записи сыграла вновь Юлия Нуриева. Всех неравнодушных она призвала подписать петицию, размещенную в Интернете. Ее, по данным на полночь 9 марта, подписали 595 человек.

Оказать посильную помощь в записи обращения порывался и набивший руку на роликах о проблемах в ЖКХ Алексей Меркушев, имеющий отношение к партии «Коммунисты России». Прибегли ли к его помощи в итоге — неизвестно.

К планируемому митингу уже напечатали наклейки. Фото: facebook.com (Тимофей Клабуков)В любом случае, если объединить требования участников ИГГС, «Автомобилистов Удмуртии» и сподвижников Тимофея Клабукова, они сводятся к следующему: увеличить финансирование ремонта дорог в Ижевске, наладить более жесткий контроль за толщиной асфальта, отказаться от практики укладки его в один слой, разделить тендеры по ремонту дорог на более мелкие лоты, отказаться от услуг компаний, которые выполняют работы некачественно, наказать виновных в плачевном состоянии дорог в Ижевске и активнее привлекать общественность.

Безусловно, в положительном эффекте от всех этих действий заинтересованы все, однако, вероятно, некоторые хотят извлечь дополнительную пользу для себя. Теперь осталось понять, с кем именно властям будет удобнее вести диалог и как направить его в конструктивное русло, чтобы в итоге выиграли горожане, а не политики.