Дама сдавала в багаж. Ижевчанка бросила вызов автоперевозчикам, работающим на межгороде

Надежда Рысьева

Частая пассажирка автобусов, курсирующих на междугородных маршрутах, вот уже полгода пытается добиться, чтобы автотранспортные предприятия Ижевска позволяли бесплатно провозить ручную кладь в багажном отсеке. Перевозчики, говорит она, злоупотребляют своим правом, получая при этом дополнительную прибыль.

Фото: ros-spravka.ruПрактически каждый вечер зеленые скамейки на Центральном автовокзале оказываются заставлены сумками всякого фасона и величины. Люди лениво снуют вдоль скамеек туда и обратно, ожидая объявления диспетчера. Рейс «Ижевск — Самара» один из самых долгих. До того, как добраться до конечной точки, пассажирам приходится просидеть в салоне порядка четырнадцати часов, потому, когда к платформе подъезжает автобус, выстраивается длинная живая цепь из желающих поместить свое имущество в багажный отсек транспорта.

По сути, провозить с собой бесплатно можно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышают 120 сантиметров, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску.

Фото: e-islam.ruВпрочем, даже если сумок не так уж много, перевозчики отказываются ставить ручную кладь в багажный отсек бесплатно. Тут же вспыхивает конфликт, победителем в котором всегда оказывается перевозчик. Как правило, пассажиру остается одно — за пять минут до отправления сломя голову мчаться к кассиру за допбилетом. 

А некоторые пассажиры предпочитают не тратить попусту нервы и всегда вместе с билетом берут квитанцию на провоз ручной клади в багажном отделении.   

 «Я буду ехать половину суток, потому решил заранее купить билет за провоз сумки — не везти же ее на коленях столько часов, — рассказывает стоящий в очереди Владимир Емельянов. — Бывают перевозчики, не требующие квитанции за багаж, но многие говорят, что мест в багажном отделении нет, либо просто отказываются размещать его там, хотя вроде как свободно, сумок нет практически. В общем, проще купить и не париться». 

Фактически же перевозчики, сотрудничающие с АО «Автовокзалы Удмуртии», ставят пассажиров перед выбором: либо везите багаж на коленях несколько часов, либо, если хотите ехать с комфортом, соглашайтесь на оплату дополнительных услуг — покупку билета для провоза ручной клади.

Лидии Петровне часто приходится ездить по стране на защиту дипломных работ своих студентов — она преподаватель в УдГУ. Женщина отмечает, что возмущена поведением удмуртских перевозчиков, обирающих население за провоз ручной клади.

На такую ситуацию можно было бы попытаться закрыть глаза, если бы не известный многим пассажирам факт — в других регионах за провоз ручной клади в багажном отделении плата не взимается.

Фото: © «ДЕНЬ.org»«Я довольно много езжу по стране, и только у нас ижевские автовокзалы берут за ручную кладь деньги. Даже из Тольятти, когда мы едем, экипаж ижевский требует деньги. Достаю фотоаппарат — снимаю пустой багажный отсек, тогда со злобой разрешают — „ладно, ставьте“. Перевозчики других регионов не просят доплаты», — возмущенно рассказывает Лидия Петровна.

Но навязыванием дополнительных услуг оплату провоза багажа опять-таки назвать нельзя, ведь по закону провозить ручную кладь пассажира в багажном отделении перевозчик имеет право, но вовсе не обязан.

«В принципе, только в нашем регионе перевозчики отказываются предоставлять место в багажном отделении для ручной клади без платы, — отмечает юрист Гульназ Шлемова. — Действительно, провоз багажа в специальном отделении — это право перевозчиков, а не обязанность. Поэтому местные компании злоупотребляют правом, не предоставляя пассажирам свободные места для провозки имущества установленной величины. Раз просите поставить в багажное отделение, значит, платите деньги, говорят они. Это действительно способ давления на пассажиров. В других регионах подобных прецедентов нет, перевозчиками Удмуртии руководит лишь зацикленность на прибыли, но отнюдь не закон».

Вместе с тем вполне очевидно, что руководство «Автовокзалов Удмуртии» лояльно относится к подобным выходкам компаний, обслуживающих пассажиров. 

Фото: © «ДЕНЬ.org»В поисках истины Лидия Петровна обращалась во множество инстанций. Впрочем, ответ, практически всегда получаемый ровно через тридцать дней после обращения, был предсказуем. В акционерном сообществе «Автовокзалы Удмуртии», куда женщина обратилась в первую очередь, ответили, что, мол, перевозчик имеет право, но не обязанность перевозить ручную кладь в багажном отделении.

Юрист посоветовала пенсионерке обратиться в прокуратуру — прокуратура может выйти на компанию с требованием соблюдения прав в рамках действующего законодательства. И хотя вернуть заплаченные за бесплатный провоз ручной клади деньги практически невозможно, прецедент можно попытаться создать, чтобы перевозчики принимали и небольшие сумки в багаж, но не требовали за это плату.