В тюрьму — на пенсию. Жители Удмуртии бывают настолько старые и бедные, что их сложно судить

Дмитрий Манылов

Повышение пенсионного возраста в России, видимо, все-таки продавят, но Беларусь сделала это раньше. Заместитель главы их правительства Наталья Кочанова озвучила на днях окончательные данные по новому пенсионному возрасту: 58 лет — для женщин и 63 — для мужчин. Российские коллеги вряд ли заставят себя долго ждать, планы повышения пенсионного возраста могут быть сняты с повестки дня разве что в случае отставки правительства.

Фото: vladnews.ruТем не менее окончательного решения еще нет, хотя правоприменительная практика, похоже, начинает складываться уже в соответствии с новыми реалиями. Управление Федеральной службы судебных приставов РФ по Удмуртии опубликовало любопытный пресс-релиз о замене Глазовским районным судом жителю Ярского района наказания за дачу взятки со штрафа на лишение свободы. В нем сказано, что осужденный официально нигде не работает и не желает, поэтому на учет в службу занятости не встает.

Все верно, но вот только, согласно пресс-релизу, на момент принятия решения об изменении наказания бедолаге-взяткодателю исполнилось 60 лет. Об удержании из трудовой пенсии в материалах, размещенных УФССП по УР, речь не идет — упор на то, что человек не желает становиться на учет как безработный. Вероятно, это просто оговорка и, поскольку первоначальное решение было вынесено за два года до 60-летия, преступник действительно имел гипотетическую возможность устроиться на работу через службу занятости.

Он не пошел в службу занятости

Фото: gazeta-margust.ruПредположим, что кто-то все-таки принял человека предпенсионного возраста на работу, но давайте посмотрим, какие там в Ярском районе вакансии: подсобный рабочий ООО «Монолит» — 7 135 рублей в месяц, оператор связи на почтамте — 7 135 рублей в месяц, уборщик в Пудемской средней школе — 7 135 рублей в месяц, машинист по стирке белья в детский сад — 7 135 рублей в месяц. Что это за странные одинаковые суммы? Это минимальный размер оплаты труда с добавлением уральского коэффициента. Официальная зарплата здесь явно равна реальной. Не думаю, что в школе, детском саду или на почте доплачивают деньги в конвертах.

Не буду акцентировать внимание на том, что величина прожиточного минимума в Удмуртии составляет 8 987 рублей, причем она была весьма сомнительно снижена с 9 326 рублей. В любом случае, если из зарплаты в 7 135 рублей удержать 13% НДФЛ и потом ежемесячно вычитать по 5 тысяч рублей, то останется 1 207 рублей — сумма, которую даже на бумаге ни один судебный секретарь не осмелится написать. Получается, что если бы осужденный сделал все в точном соответствии с предписаниями суда — устроился бы через службу занятости на престижную работу в почтамт, например, то и тогда головоломка со взысканием никак бы не сложилась.

Ни в коем случае не берусь толковать, и уж тем более оспаривать, судебные решения, интересна, так сказать, их гуманитарная подоплека. Статья Уголовного кодекса «Дача взятки» предусматривает в числе прочего наказание в виде исправительных работ на срок до двух лет. В свое время Ярский район в системе исполнения наказаний считался даже одним из лучших именно по использованию практики исправительных работ. Как раз два оставшихся года до пенсии человек мог ударно поработать, отчисляя, правда, согласно Уголовному кодексу, всего от 5 до 20% заработка в доход государства.

Фото: nakhodka-online.ruЭтот рядовой пример иллюстрирует еще одну проблему — резкий в последние годы отрыв числа осужденных за дачу взятки от тех, кто был пойман на ее получении. Цифр за 2015 год Росстат на своем сайте еще не выложил, но в 2014 году за дачу взятки в России осудили 4 845 человек, это на 30% больше, чем в 2013-м. В получении взятки в 2014 году уличили только 1 760 человек. Хорошо, если наша административная система самоочищается, но россиян фактически приучили «давать» по любому поводу, и с учетом того, что суммы официальных штрафов для многих просто неподъемны, еще долго россияне будут робко напоминать представителям власти о возможности оформить что-нибудь без протокола.

Предполагаю, что в Глазовском районном суде долго ломали головы по поводу всех этих обстоятельств и в конце концов решили просто посадить человека в тюрьму, точнее, лишить свободы сроком на один год и шесть месяцев без штрафа с отбыванием наказания в колонии общего режима. В пресс-релизе службы судебных приставов совершенно справедливо сказано, что «сам по себе факт отсутствия денежных средств у осужденного не является уважительной причиной для того, чтобы не исполнять решение суда».

В пресс-службе УФССП РФ по УР удалось выяснить дополнительно только то, что взятку он давал в Кировской области. При каких обстоятельствах он решился совершить подкуп, неизвестно, но тот факт, что, когда «запахло жареным», человек нашел возможность наскрести только 4 400 рублей, рискуя перейти на полное государственное обеспечение, говорит о том, что денег у него действительно нет. Вот так, господа, попытка наложить материальное взыскание в наших городах и весях превращается в непростую головоломку.

Подарок (пока только на словах) от Дмитрия Медведева

Кстати, «ценник» в объявлениях о вакансиях Ярского района, возможно, скоро все-таки немного повысится: премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, выступая 25 марта на форуме «Единой России», заявил о своем решении увеличить с 1 июля 2016 года минимальный размер оплаты труда почти на 21% — с 6,2 тыс. рублей до 7,5 тыс. рублей.

В своем сообщении об этом, прямо скажем, удивительном факте РБК приводит опасения экспертов относительно того, что эта мера «очень ударит по индивидуальным предпринимателям», чьи страховые взносы в социальные фонды рассчитываются исходя из величины МРОТ. Приводятся слова предпринимателя Сергея Давыдова, владеющего гостиницей «Виктория» в Москве: «Рост МРОТ — это реальная угроза закрытия небольших бизнесов, которая подтолкнет еще большее количество предпринимателей уйти в налоговую тень».Фото: vistanews.ru

Ну так сделайте для предпринимателей, работающих без привлечения наемных работников, эти взносы добровольными. Выпадающие доходы будут намного меньше дополнительного НДФЛ, который потянется в бюджеты со всех наших многочисленных районных почтамтов и всех прочих «минимальных» работодателей. Остается только пожелать властям меньше прислушиваться к неизвестному, но уважаемому Сергею Давыдову, а больше внимать, например, макроэкономистам из Российской академии наук. Они робко еще, но уверенно пытаются объяснить нашему правительству, что дополнительную тысячу рублей в руках жителя Ярского района не всегда нужно воспринимать как личную трагедию. В каком-то смысле — это ключ к развитию экономики.