Прибраться или прибрать к рукам. Изменит ли рынок недвижимости Удмуртии обязательное лицензирование?

Жанна Ситникова

Сразу три внушительных ведомства — Росфинмониторинг, Счетная палата и ФАС — снова подняли вопрос о регулировании деятельности риелторов. У законодателей уже есть идеи, как это сделать, но к их обсуждению еще не приступали. Тем временем риелторы Удмуртии эти идеи не одобряют. Одни считают их попыткой уничтожить конкурентов, другие — кормушкой для взяточников. Так кто же пытается заработать на обязательном лицензировании?

Фото: v-kurse.ru

Как есть

Несмотря на то что Ижевск — город маленький, рынок недвижимости столицы Удмуртии — это не развал какой-нибудь, но на базар все же очень похож. Свои услуги сегодня предлагают порядка 80 официально зарегистрированных агентств недвижимости, штат которых от 1 до 200 человек. К этой армии нужно прибавить не менее внушительную армию риелторов-частников, которые для налоговой и Пенсионного фонда не существуют.

«Риелторов много, а спроса с них практически никакого, потому что в России и профессии-то такой не существует, — констатирует специалист по недвижимости АН «Миэль» Александра Соболева. — Неудивительно, что среди всего этого многообразия велико количество непрофессионалов, которые „продают, чтобы продать“, не имея при этом достаточной квалификации, в результате чего клиенты нередко попадают в затруднительное положение».

Непрофессионализм риелтора — это еще полбеды, отмечают юристы. Куда хуже, когда в Фото: vk.comмалоприятную ситуацию человек попадает с помощью прожженных акул рынка.

«Если риелтор „ступил“ и права его клиента были ущемлены, то почти всегда из такой ситуации есть выход, — говорит юрист Наталья Макарова. — Если же риелтор тщательно продумал схему обмана того, кто просто желает быть обманутым, — судебные разбирательства могут тянуться годами».

Как предлагают

Лицензирование пропустит риелторов через сито естественного отбора, уверены законодатели, вдохновленные словами Путина, который еще год назад на Медиафоруме в Санкт-Петербурге заявил, что в риелторской деятельности каким-либо образом нужно навести порядок. И обязательные лицензии на деятельность кажутся самым простым выходом из создавшегося положения.

«Мы уже давно очень ждем лицензирование, оно выгодно и полезно для агентств недвижимости, работающих официально, — говорит президент некоммерческого партнерства «Республиканская ассоциация риелторов УР», директор АН «Римский квадрат» Сергей Егоров. — На рынке много людей, называющих себя риелторами. У них нет корпоративной этики, они не ставят цели помочь клиенту, а не просто заработать, они откровенно демпингуют цены на услуги и подрывают репутацию настоящих риелторов. Думаю, что с введением лицензирования таких „работников“ на рынке не останется».

С такой позицией категорически не согласны те самые риелторы-одиночки, работающие чуть ли не 10 лет, тяжелым и честным трудом зарабатывающие свои комиссионные.

«Лицензирование — это лобби крупных компаний, попросту стремящихся выдавить с рынка конкурентов, особенно сейчас, когда за каждого клиента идет борьба, — рассказывает риелтор Надежда Тимофеева. — Я годами зарабатывала себе репутацию, создавала базу, связи, считаю, что мой опыт — бесценен. Да, мои услуги дешевле, чем в агентствах, но у меня нет расходов на офисы, на оклады замам и секретаршам, уборщицам и прочим».

Фото: globalural.com

В силу лицензии не всегда верят и в самих агентствах недвижимости.

«Посмотрите на лицензирование в ЖКХ. Недобросовестные управляющие компании лишаются лицензии, но уже через месяц они снова начинают работать под другим названием, — приводит пример юрист АН «Деметра» Марина Бессольцева. — И какой тогда толк в лицензии?»

Фото: moimakler.ruКак хотят

Еще один вариант — собственная организация внутри риелторского сообщества, работающая по принципу СРО. Уже длительное время неформально функции саморегулируемой организации выполняет Гильдия риелторов. В Удмуртии это некоммерческое партнерство  «Республиканская ассоциация риелторов УР».  В 2013 году ассоциация объединяла более 20 агентств недвижимости.

«Членство в ассоциации — это своеобразный знак качества, потому что у нас единые правила, единые договоры и цены на услуги риелторов, — говорит Сергей Егоров. — Есть единый телефон, по которому можно пожаловаться на риелтора. Конечно, уволить мы его не можем, но с его руководителем обязательно обсуждаем проблему. Ассоциация — это некий инструмент досудебного решения возникающих споров».

Правда, признается Сергей Егоров, сейчас вся эта работа практически не ведется, а в ассоциации осталось всего восемь агентств.

«Сейчас сложные времена, люди выживают, как могут. А работа в ассоциации — это общественная работа, на которую в условиях кризиса не остается ни сил, ни времени», — вздыхает руководитель ассоциации.

Авторы законопроекта о регулировании риелторской деятельности считают, что кризис как раз самое время для реформ, которые станут «лакмусовой бумажкой» для участников рынка. И если не СРО, то реестры уж точно нужно создать, уверены законодатели. Для защиты граждан от недобросовестных игроков предполагается создание трех реестров: риелторских агентств, риелторов и недействительных сделок. В последний будет вноситься информация о сделках, которые были признаны недействительными, и посредников, участвовавших в их заключении. Реестры будут открытыми, и любой желающий сможет проверить своего агента, прежде чем отдать ему деньги.

Как возможно

Как ни крути, в любом случае есть вероятность выплеснуть с водой ребенка — честные Фото: susanin.udm.ruтруженики от того, что вместе с недобросовестными риелторами могут оказаться вне игры, не застрахованы. А страхование тем временем могло бы стать тем самым спасательным кругом, который если и не проредит ряды риелторов, то их клиентов уж точно защитит.

«Речь о титульном страховании — страховании риска утери права собственности, — говорит страховой агент Мария Сазонова. — То есть, если клиент приобрел квартиру, но в результате собственной неграмотности, непрофессионализма риелтора или других обстоятельств сделка была признана несостоявшейся, но человек в суде доказал, что является пострадавшей стороной, страховая компенсирует ему полную рыночную стоимость квартиры».

Фото: myudm.ruВ России, а уж в Удмуртии тем более, титульное страхование не в ходу — по данным страховых агентств, не более 2% от всех сделок на вторичном рынке жилья, да и то в тех случаях, когда квартира покупается в ипотеку.

Одна из главных причин холодности к титульному страхованию — его цена: от 0,2 до 2,5% от стоимости квартиры в год. К примеру, на квартиру стоимостью 2 млн рублей максимальная цена титульной страховки составит 50 тыс. рублей.

Как бы то ни было, любые способы наведения порядка на рынке недвижимости пока только обсуждаются. Предполагается, что законодатели вплотную к этому процессу приступят осенью, и не исключено, что к этому времени появятся новые идеи, как держать риелторов «в узде».