Без нас не взлетят? Предприятия Удмуртии оказались не вовлечены в масштабный беспилотный проект

Дмитрий Манылов

Объединенная приборостроительная корпорация, входящая в состав «Ростеха», вышла с интересным заявлением о создании системы контроля и охраны периметров особо важных объектов с использованием беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Система будет считывать малейшие вибрации поверхности с помощью волоконно-оптического кабеля, проложенного по охраняемой территории, и, получив сигнал, в автоматизированном режиме отправлять на место беспилотники, оснащенные средствами видеофиксации. Предполагается, что она обеспечит охрану периметра протяженностью до 100 км.

Крупнейший в Удмуртии производитель дронов «Ижмаш — Беспилотные системы» успешно работает по гособоронзаказу, но даже их участие в проекте «Веги» пока не предусматривается. Фото: unblockproxybg.comВ Ижевске работают сразу три серьезных предприятия, занимающихся беспилотными летательными аппаратами: «Ижмаш — Беспилотные системы», Zala aero, 51% которого принадлежит концерну «Калашников», и ООО «Финко». Более того, в республике проводятся подготовительные работы по созданию промышленного кластера «Русские беспилотные системы», идея одобрена Агентством стратегических инициатив (АСИ) в рамках развития рынка АэроНЭТ. Хотелось бы, чтобы столь масштабный проект «Ростеха», предполагающий к 2025 году выйти на годовые объемы 8–10 млрд рублей, не обошел Удмуртию.

«Поскольку речь идет об Объединенной приборостроительной корпорации, то, вероятно, система будет базироваться на разработках концерна „Вега“, в составе которого есть разработчик БПЛА — рыбинское КБ „Луч“, — прокомментировал «ДЕНЬ.org» директор ООО «Финко» Максим Шинкевич. — В любом случае кто-нибудь из наших ижевских предприятий для этого проекта точно будет что-то поставлять. И вообще, это сейчас мощный тренд, которым многие активно занимаются, и рыночные перспективы здесь очень широки. Наша компания сегодня, например, ведет работы по созданию мультикоптеров с автоматическим взлетом-посадкой на зарядные платформы и автономных наземных роботов для охраны периметров, разработан лидар (лазерный радар. — Прим. „ДЕНЬ.org“)».ГК «Беспилотные системы» (Финко) на выставке EXPO-RUSSIA SERBIA 2016. Фото: со страницы ГК «Беспилотные системы» в соцсетях.

В компании Zala aero нам ответили, что тоже не подключались пока к этому проекту, хотя, по информации с их сайта, предприятие имеет четыре модификации БПЛА, уже сейчас используемых в качестве «охранников».

Бездонный рынок будущего

По поводу участия ижевских предприятий в проекте, презентованном «Ростехом», директор управляющей компании Удмуртского машиностроительного кластера Денис Гаврилов подтвердил слова Максима Шинкевича о том, что места на этом мощно развивающемся рынке хватит на всех. Можно констатировать появление целой системы рынков, отметил он. Стремительное вхождение дронов в нашу жизнь создает необходимость в разработке новых гуманитарных технологий, связанных с их применением, изменении социальных практик. Сфера применения БПЛА огромна, нужно сделать так, чтобы среда была готова с ними взаимодействовать.

Перспективы рынка БПЛА в России отражены в «дорожной карте» АСИ по развитию рынка АэроНет. По прогнозам, в российском воздушном пространстве к 2035 году одновременно будут находиться до 100 тысяч беспилотных воздушных судов. Численность занятых в разработке и производстве таких аппаратов составит 50 тыс. человек, а в сфере их эксплуатации и обеспечения комплексных решений на их основе — до 500 тыс. человек. Объем мирового рынка, так или иначе связанного с беспилотными системами, прогнозируется к 2035 году на уровне 200 млрд долларов США в текущих ценах, а доля России на этом рынке составит около 35–40 млрд долларов США.В будущем дроны разве что в ухо не будут залетать. Фото: lis2.epfl.ch

При таком раскладе 8–10 млрд рублей, заявленные Объединенной приборостроительной корпорацией в качестве потенциального объема для проекта системы контроля, кажутся просто каплей в море. Тем не менее основные российские разработки в области беспилотных летательных аппаратов ведутся именно там.

Про кластер не слышали

Представитель Объединенной приборостроительной корпорации Леонид Хозин сообщил «ДЕНЬ.org», что об идее создания в Удмуртии кластера беспилотных летательных аппаратов ему ничего не известно. По поводу участия ижевских предприятий в их проекте Леонид Хозин сказал, что они готовы взаимодействовать со всеми производителями и разработчиками, но на сегодняшний день Объединенная приборостроительная корпорация обладает всеми компетенциями, необходимыми для успешной реализации проекта. Есть компании, имеющие интересные ноу-хау в области создания беспилотников, и с некоторыми из них корпорация уже сотрудничает, но предприятий из Удмуртии среди них пока нет.

Нетрудно построить коптер, отметил Леонид Хозин, сложнее — с каналами управления, передачи информации, чем они мощнее, тем больший объем информации они могут гнать. Важное значение имеют вопросы криптозащиты и так далее. Затем он вежливо намекнул, что небольшим компаниям или, например, тем, которые специализируются на оружейном производстве (здесь Леонид Хозин, вероятно, имел в виду концерн «Калашников», владеющий 51% Zala aero), сложнее будет решать все эти вопросы.В концерне «Вега» не забывают о том, что они по части БПЛА самые крутые. Фото: vega.su

Агентство стратегических инициатив со своей национальной технологической инициативой — это, конечно, большая сила, но основными игроками пока остаются предприятия, изначально специализирующиеся по подобной тематике по линии военно-промышленного комплекса. Другое дело, что их усилия станут драйвером развития отрасли, связанной с беспилотными аппаратами, особенно ее гражданского направления.

Здесь главное — успеть запрыгнуть в один из ближайших к локомотиву вагонов. Шанс на это велик. По крайней мере, Денис Гаврилов заверил, что идея создания в Удмуртии кластера беспилотных летательных аппаратов реализуется — идет регистрация некоммерческой ассоциации «Русские беспилотные системы». Туда войдут 18 организаций республики. Ассоциация будет координировать создание общей инфраструктуры — например, центра летных испытаний и сертификации.

На стратегической сессии по вопросам развития Удмуртского машиностроительного кластера много было сказано о возможности кооперации предприятий республики в реализации проекта БПЛА. Мы можем делать у себя практически все: электродвигатели, генераторы, системы управления, навигации, визуализации, аппаратуру связи.

Критическая масса дискуссий о том, как правильно представлять Удмуртию в стране и за ее пределами, привела к появлению «дорожной карты» внешнего позиционирования и продвижения республики... Читать далее...В середине 2015 года правительством УР одобрена идея создания на базе имущественного комплекса по уничтожению химического оружия в Камбарке промышленного парка с химико-композитной специализацией. По мнению специалистов, там можно было бы развернуть производство композиционных материалов для планеров. Однако время идет и решению амбициозной задачи — достичь для Удмуртии 30–60% доли на российском рынке БПЛА малого класса, озвученной на стратегической сессии, могут помешать более удачливые коллеги-конкуренты.