В гостях у сказки. Актеры Театра кукол Удмуртии рассказали о том, какой ценой создается волшебство

Мария Вотякова

 

Для маленьких детей, сидящих в зале Государственного театра кукол Удмуртской Республики, происходящее на сцене — настоящее волшебство, но эти чудеса из тех, что создаются по сценарию. О том, почему работа с куклой — это мистическое искусство, чем взрослые зрители отличаются от детей, а также о целительных свойствах сцены корреспонденту «ДЕНЬ.org» рассказали народная артистка Удмуртии Алевтина Кравченко, заслуженная артистка Удмуртии Антонина Пушина и заведующая литературно-драматургической частью Анастасия Павлова.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Триумфальная весна

Весна для ижевского театра кукол уже выдалась максимально насыщенной: здесь и Всемирный день театра, и Международный день кукольника, и даже триумфальное участие во внеконкурсной программе Всероссийского театрального фестиваля «Золотая маска». На этом фестивале актеры театра кукол выступили впервые, показав московским зрителям сказку о мире и войне «ПроЖить».

Алевтина Кравченко: «Этот спектакль необычный, поэтический, очень нетривиальный. Война показывается глазами ребенка, поэтому спектакль нельзя назвать тяжелым, он атмосферный, его надо не только смотреть, но и внимательно слушать».

Фото: © «ДЕНЬ.org»Нужную атмосферу помогло создать необычное музыкальное сопровождение, для которого в ход пошли всяческие подручные материалы.

Анастасия Павлова: «Режиссер спектакля Наталья Молоканова расположила трех актеров перед ширмой, прямо на виду у зрителей. Вокруг них лежат разные предметы: начиная с кастрюль, заканчивая ксилофоном и крупой. Это у нас так называемый оркестр и музыкальные инструменты. При помощи нехитрых предметов актеры озвучивают спектакль, сопровождают каждое действие. К примеру, шум ветра и дождя, звук приближающегося врага, гудение самолетов и стук колес поезда».

Антонина Пушина: «На первом спектакле как заигрались наши музыканты, девочка из зала сказала: „Очень страшно“. Ее обращение, ее страх стали частью нашего спектакля. Музыканты изображали звуки войны, нам, актерам на сцене, самим было страшно».

Инструменты спектакля «ПроЖить». Фото: vk.com/teatrkukoludm)Так или иначе, несмотря на всю серьезность и взрослость темы, главные зрители спектакля — дети — поняли его не хуже взрослых.

Алевтина Кравченко: «Когда мы выпустили этот спектакль, наши администраторы очень боялись, пойдут ли дети на этот спектакль, поймут ли они его. Но оказалось, что зря, зрители в Москве очень хорошо реагировали на спектакль. Они все понимали, один ребенок задавал вопрос, другие отвечали. Мы только смотрели на них с удивлением и думали, как же мы попали в точку, они все поняли».

Анастасия Павлова: «Родителей не пугает, что это сказка о мире и войне, даже наоборот. Нужно же поговорить с ребенком на такие важные темы, как война и смерть. А в этом спектакле выбран очень хороший язык, чтобы донести это до ребенка. Это спектакль для любого возраста: и для детей, и для взрослых».

Анастасия Павлова. Фото: © «ДЕНЬ.org»Волшебная сцена

Театр начинается с вешалки, а работа над кукольным спектаклем — с мастерской художника.

Алевтина Кравченко: «Художник рисует эскиз будущей куклы, а изготавливают ее бутафоры. Еще у нас есть конструктор, он отвечает за механику кукол — открывание рта, движения. А за наши костюмы — пошивочный цех. У нас тут большая команда — почти 100 человек штат театра. Актеры, осветительский цех, композиторский, радиоцех... У каждого своя ниша, все очень нужны, без них наш театр не существовал бы».

Актеры театра безукоризненно владеют куклами различных систем, будь то перчаточная кукла, марионетка, планшетная кукла или же маска и «живой план».

Алевтина Кравченко: «Мы, кукольники, называем работу актера, когда он выходит без куклы, „живой план“. Наличие „живого плана“ в спектакле зависит от задумки режиссера и художника, от сценографии, от того, как поставлен спектакль».

Антонина Пушина: «Через куклу мы выражаем себя, приходишь к ней и говоришь: „Здравствуй, дорогая, помоги мне, пожалуйста“. На самом деле, это очень мистическое искусство, мы одушевляем неживое».

Спектакль «Рикки-Тикки-Тави» и Антонина Пушина с Нагайной. Фото: © «ДЕНЬ.org»При этом быть кукольником — это вам не в куклы играть, назвать работу кукольника «легкой» нельзя ни в прямом, ни в переносном смысле.

Антонина Пушина: «Во время репетиций приходится очень долго работать с куклой, идет очень большая нагрузка. Я когда начинала работать с Нагайной (спектакль «Рикки-Тикки-Тави»), вообще перевязывала руки, потому что они просто не выдерживали».

Спектакль «Несносный слоненок». Слоненок под управлением Алевтины Кравченко. Фото: vk.com/teatrkukoludmАлевтина Кравченко: «В каждой профессии есть свои нюансы, у кукольников тоже. Мой любимый слонёночек (спектакль „Несносный слонёнок“) очень тяжело мне достался. Когда я начинала с ним работать, у меня были натуральные синяки на руках. Он очень тяжелый. Да и те же самые объемные маски, так называемые ростовые куклы, в них очень нелегко работать, или тростевые куклы, когда долго держишь руку поднятой вверх, — актерский труд — нелегкий труд».

Но также актерский труд способен и излечить любую болезнь, признаются актеры.

Антонина Пушина: «Если мне сказали, что сегодня играем „Рикки-Тикки-Тави“, — всё, для меня уже дома не существует, у меня есть только Нагайна. Я всё на свете забываю, я не должна болеть, если даже болею, то это никак не должно касаться спектакля. Я всю себя перетрясу, чтобы я всё смогла сделать».

Алевтина Кравченко: «Говорят же, что сцена лечит. Даже если актер приходит больной-больной, когда выходит на сцену — всё забывается. Все болячки куда-то уходят, потому что сцена действительно лечит, она — волшебная».

Фото: © «ДЕНЬ.org»Максимальная искренность

По словам актеров, положительных персонажей играть гораздо сложнее, чем отрицательных. Злодеи всегда характерные персонажи, в отличие от героев, в которых приходится искать какую-нибудь собственную изюминку. Впрочем, в игре отрицательных персонажей тоже есть свои минусы.

Алевтина Кравченко: «У нас бывало, особенно на детских елках, когда выходил отрицательный герой, дети, с присущей им максимальной искренностью, начинали его бить и гонять».

Фото: © «ДЕНЬ.org»В арсенале ижевского театра кукол есть и спектакли для взрослых, которые, впрочем, по признанию актеров, ничем не отличаются от детей. И дети, и взрослые в самом начале спектакля практически сразу забывают, что перед ними кукла, управляемая актером, и начинают верить, что это настоящие живые персонажи.

Алевтина Кравченко: «Взрослые — те же самые дети, только большие. У нас идут спектакли для взрослых: „Поэт“, „Академия смеха“, „Ночь перед Рождеством“, „Записки сумасшедшего“. Вы можете посмотреть, как реагируют дети на детских спектаклях, так же и взрослые, они смеются так же искренне и так же грустят. На недавнем показе спектакля „День непослушания“ один папа хохотал больше, чем его ребенок. Так что взрослые — это те же дети».

Фото: vk.com/teatrkukoludmГосударственный театр кукол Удмуртии работает уже 81-й театральный сезон, за эти годы мастерами театра было изготовлено несчетное количество кукол, большая часть которых «на пенсии», хранится в недоступных взору зрителей запасниках. Но в мечтах сотрудников театра — создать музей кукол, в котором каждая из них обрела бы свое почетное место, правда, для него пока что нет подходящего помещения.

Алевтина Кравченко: «Все куклы — наши дети, какую-то куклу больше любишь, какую-то не очень, которая бывает вредная. Многие из них уже отрабатывают свое, „уходят на пенсию“. Где-то в запасниках у нас хранятся куклы, кому-то мы их дарим, посчитать их уже невозможно. Вот если бы у нас был музей, мы так хотим!»