Фильм с удмуртским характером. Премьера короткометражки режиссера из Глазова состоялась в США

Надежда Рысьева

 

Короткометражную картину Вениамина Тронина «Электричество (хочу умереть)» показали на фестивале авангардного и независимого кино в американском городе Атенс. Это дебют глазовского режиссера-документалиста в игровом кино. В интервью «ДЕНЬ.org» он без спойлеров рассказал о своем фильме и о том, как живется удмуртским кинематографистам.

Съемочный процесс. Фото из архива Вениамина ТронинаНа днях завершился кинофестиваль Athens International Film and Video Festival в штате Огайо. Американским зрителям раньше российских удалось оценить картину дебютанта. Результаты премьеры пока неизвестны, но, размышляя об американской реакции на короткометражку, заслуженный деятель искусств Удмуртии режиссер фильма Вениамин Тронин скептически отмечает: «В нынешнее время картине из неанглоязычной страны, из славянской, да еще и России, рассчитывать на какие-то награды не приходится».

Между тем непростая по форме картина — без слов — презентовалась в качестве единственной ленты от России среди двух тысяч работ, заявленных со всего мира.

В основу сценария жизнеутверждающей картины «Электричество» о крестьянской любви положен небольшой фрагмент из прозаической миниатюры Михаила Зощенко. Действие происходит в удмуртской деревне в 50-х годах прошлого столетия и в наше время.

Интересно то, что актеров своего фильма Тронин отбирал буквально с улицы. Все роли исполняют непрофессиональные актеры, большинство из которых — рыжеволосые жители Удмуртии. Так, в ленте снимались таксист, учительница биологии, пенсионер, шестимесячный малыш — всего 18 персонажей, среди них есть кот и даже таракан. И все они рыжие.

Вениамин ТронинУдмуртский зритель сможет оценить «Электричество (хочу умереть)» осенью этого года. Да, немало придется прождать в предвкушении. Но результат, если вспомнить предыдущие картины Вениамина Тронина, должен оправдать долгие месяцы ожидания сполна. А пока можно скоротать время, читая интервью с талантливым режиссером. Не спойлер.

— В короткометражке нет диалогов, история рассказана исключительно пластическими средствами. Почему именно данный подход был выбран для дебюта в игровом кино?

— Потому что слово потеряло правду.

— Картина длится 26 минут. В мире значительно больше фестивалей 15-минутного короткометражного кино. Ваше решение — заранее обдуманный риск?

— Есть такой формат на телевидении — 26 минут. Когда продукт еще был на стадии замысла, хотел сделать покороче, в районе 15 минут. Но в процессе начинаешь глубже осмысливать, и стало жалко ограничиваться внешней стороной, захотелось копнуть глубже. И тогда уж пошло-поехало. А если из 15 минут выскакиваешь, тогда можно дать себе волю уложиться в формат 26 минут. Что и произошло. Ну и потом, нащупал музыку, которая сама собой невероятно естественно наложилась.

Жизнь старика заканчивается. Оказывается, все, что они строили в молодости: коммунизм, вера в светлое и счастливое будущее, любовь, — разлетелось в пух и прах. Кадр из к/ф «Электричество (хочу умереть)», реж. В. Тронин.— Насколько мне известно, в короткометражке звучат композиции балалаечника-виртуоза.

— Долго терзался, какая музыка точнее отразит суть происходящего на экране. Неожиданно вспомнил о творящем чудеса на балалайке Алексее Архиповском и попал. Он не просто музыкант, а великий артист — не вставая со стула, приковывает внимание зрителя к сцене не только музыкой, а своим необычным поведением. И когда еще и музыка нашлась вот такая, которая «попала», с моей точки зрения, тогда, конечно, 26 минут, какие там 15. Действительно, как короткий метр, мы довольно сильно сократили себе возможность участия в фестивалях. Канны, к примеру, не берут.

— Довольно банальный вопрос, но все же: какой смысл заложен в название картины, состоящее, на первый взгляд, из двух несвязных частей?

Практически все актеры картины — рыжеволосые жители Удмуртии. Кадр из к/ф «Электричество (хочу умереть)», реж. В. Тронин. Название «Электричество (хочу умереть)» несет несколько смыслов. Что делать, когда не верится, не любится, не живется? Просто вспомните, когда от вас летели искры. Электричество любви. Вот и вся идея. Главный герой, старик, хочет умереть. Не редкость — нахождение сегодняшнего человека в депрессивном состоянии. Не только старика, но и молодого. Жизнь старика заканчивается. Оказывается, все, что они строили в молодости: коммунизм, вера в светлое и счастливое будущее, любовь, — разлетелось в пух и прах. Никаких просветов впереди.

— Известно, что картину снимали три оператора: Кирилл Рекец, Владимир Шибанов и Григорий Фомин. Наверное, каждый из них имеет разное видение замысла фильма и свой характер съемки. Три оператора — это потребность или желание?

— С тремя операторами я работаю впервые, некоторые из своих картин снимал сам. Причина съемок тремя операторами проста. Понимаете, если бы была возможность работать с одним, естественно, работал бы с одним. Ношу съемок ленты решили разложить на три плеча. Кроме того, поначалу их работу никто не оплачивал, приезжали на съемки из Ижевска на общественных началах. Но им захотелось работать в проекте даже на таких условиях. Спонсоры, к счастью, потом появились. И мне было приятно, что могу оплатить работу операторов.

Вениамин Тронин участвует в создании декораций для фильма «Электричество (хочу умереть)». Фото из архива Вениамина Тронина— А кто выступал в качестве спонсоров съемок фильма?

— Впервые в жизни меня поддержали глазовские предприятия. Прежние картины снимал на собственные средства и гранты федеральные, которые выделяет Министерство культуры России. Это правда. Там выделяются деньги или на документальное кино (короткий метр либо полный — неважно), или игровое кино — полный метр. В этом проблема. Если снимать короткий метр игрового кино, то на деньги из Москвы рассчитывать не приходится. Потому начали снимать «Электричество» на одном энтузиазме. Главным спонсором фильма выступил загородный комплекс «Горлица», потом Чепецкий завод помог. Когда мы сделали предпремьерный показ в Глазове, представив неготовую картину, я публично отметил, что есть идеи, воплощение которых пока невозможно из-за отсутствия денег. Тут директор Глазовского ЛВЗ подошел с предложением профинансировать кино — эту жутко дорогую вещь. И мы быстренько закончили.

 Тронин: «Даже известные российские критики, просмотревшие фильм, не смогли упрекнуть меня в том, что снимал с непрофессиональными актерами». Фото из архива Вениамина Тронина— 2016-й объявлен Годом российского кино. Есть ли поддержка фильмов удмуртских режиссеров со стороны государства?

— Думаю, самая главная трудность у кинематографистов — психологическая. Важно поверить, что можно получать гранты на финансирование не только фестивалей, но и кино, студии. Садиться в поезд или самолет и вместе с Трониным лететь в Минкультуры РФ, Союз кинематографистов (улыбается). Все тропинки там уже протоптаны. Недавно задали вопрос: «Правда или выдумка, что фильм „Косари“ был в Голливуде?» То есть это было в 2012 году, а люди не могут поверить до сих пор. Это провинциальный комплекс. То же самое во власти — власть всего лишь отражение общества. Кино есть, признание есть, поддержки нет. Главная проблема не в деньгах, не в кризисе, а в головах.