Путин и капля в море. Кто и зачем звонит на «прямые линии» с президентом России?

Сергей Щукин

Сергей ЩукинДавно не смотрю «прямые линии» с президентом. Рабочий же день, а мероприятие длинное. Раньше читал стенограмму, оперативно размещаемую на kremlin.ru. Потом перестал делать и это. Зачем? Отфильтрованный поток сюжетов после «линии» на ТВ, радио и в социальных сетях — это ведь и есть всё то, что посчитал нужным сообщить стране Путин. Остальное так, чистое телешоу.

Лично у меня к Путину вопросов нет. Мне всё понятно. Пусть и не всё известно. Однако любой здравомыслящий человек в информационном обществе в состоянии всё понять. Вот принять всё нельзя, а понять можно.

Энтузиазм многих моих знакомых, ежегодно звонящих и пишущих на «прямую линию», мне также понятен. У них, на самом деле, тоже нет вопросов к Путину. Они сообщают ему о своих «болячках», о том, что волнует именно их. Они понимают, что проблем так много, что Путин их решить, скорее всего, не сможет. Но всё равно звонят, так же как, наверное, когда-то покупали лотерейные билеты или заполняли карточки «Спортлото». А вдруг чудо! Вдруг повезёт. Вдруг звёзды сойдутся.

Фото: kremlin.ruТеория вероятности — жестокая вещь, но, надо признать, порой сходятся самые невероятные обстоятельства. Тем более что по законам жанра раз в год национальный лидер должен совершить чудо. Иногда бывает обидно, что те, кто готовят «прямые линии», от скудости ума или душевной черствости не могут подобрать по-настоящему чудесный случай. Иногда, к счастью, получается, как в случае с прошлогодней вставшей на ноги девочкой.

По большей же части всё обыденно и банально: зарплата, ЖКХ, дороги... По всей стране одно и то же. Выбирай любой регион или город и бей, как сказал сам же Путин, по «бездорожью и разгильдяйству». В этот раз не повезло властям Омска и Сахалинской прокуратуре. Через год «наведут порядок» где-нибудь ещё, там, где посчитают нужным и своевременным. Порядка в стране от этого больше не станет. Но показательная экзекуция — такой же необходимый элемент «прямой линии», как совершение чуда.

Фото: kremlin.ruБолее трёх миллионов попыток коснуться Путина обернутся тоннами бумаг из администрации президента России в адрес руководителей регионов и ведомств. Потом их спустят ниже — до исполнителей. Потом пойдёт обратный поток отчётов наверх и ответов вниз — в адрес жалобщиков. Что-то подсказывает, что это будут классические бумажные отписки, какие наверняка уже есть на руках тех, кто пытался восстановить справедливость или решить какой-нибудь свой вопрос.

Сухой язык цифр. Восемьдесят ответов на три миллиона вопросов за 3 часа 40 минут. Темп — в среднем 2,75 минуты на один контакт. Легко посчитать долю контактов, оказавшихся действительно «прямыми», — 0,0026% в общем потоке. Даже не капля в море, а так, что-то вроде небольшой влажности.