Вавилонская башня. Власть и бизнес пока не нашли общий язык в части развития туризма в Удмуртии

Мария Вотякова

Диалог между властью и бизнесом в вопросах развития внутреннего туризма в Удмуртии схож по продуктивности с Вавилонским столпотворением в замедленной съемке. Пока первые пытаются при минимальных затратах, а лучше их отсутствии, создать видимость непрерывной работы с помощью новых, непроработанных форм господдержки, вторые предпочитают гнуть свою линию, не прилагая при этом особых усилий для развития отрасли.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Важное дело

«Мы сделали важное дело, — без лишней скромности заявил министр культуры и туризма Удмуртии Владимир Соловьев на закрытии VII Всероссийской специализированной выставки «Туризм. Спорт. Отдых» в Ижевске. — Статистика говорит, что интерес к туризму есть! Я надеюсь, что в будущем наш диалог с соседними республиками станет еще более эффективным и тесным, так как есть понимание как со стороны участников, так и со стороны федерального центра, — Москва активно поддерживает инициативу развития внутреннего туризма».

Фото: © «ДЕНЬ.org»И само Министерство культуры и туризма республики поддерживает эту инициативу, по мнению экспертов туристической отрасли, так же активно, но преимущественно на словах. Так, на помощь в проведении выставки «Туризм. Спорт. Отдых», которую за четыре дня посетило 15 тысяч ижевчан, власти решили не тратиться вовсе, поставив ее дальнейшее существование под вопрос.

«Мне очень непонятно, почему Минкультуры не поддержало выставку финансово, — задается вопросом аналитик от туриндустрии, — из-за этого она, скорее всего, станет последней. Выставка проводилась непосредственно на деньги участников и никак не окупилась. Она была интерактивной, с интересными мероприятиями, но, к сожалению, без поддержки правительства у выставочного центра возникает логичный вопрос, проводить ее дальше или нет».

Как, вероятно, и такой же логичный ответ. Представители турагентств честно признаются, что выставка — имиджевое мероприятие, которое сейчас, без поддержки министерства, приносит больше расходов, чем доходов, да и провели его «просто для того, чтобы провести». Тем не менее организаторы уверены, что выставка способствует развитию внутреннего туризма, а значит, необходима республике.

Полина Павлова (в центре) у стенда, посвященного Сарапулу. Фото: facebook.com«Раньше на этих выставках стояли либо чиновники администрации, либо представители муниципальных и республиканских музеев, — комментирует руководитель Центра кластерного развития Удмуртской Республики Полина Павлова. — Сейчас мы продвинулись вперед, заинтересовался бизнес, все объединились: рестораны, гостиницы, турагентства — и начали двигаться вместе в едином комплексе. В этом плане итог очень положительный — когда жители Ижевска приходят на выставку и могут купить конкретный тур у конкретного турагентства за конкретные деньги».

Полное непонимание

В рамках этой же выставки специалисты Агентства инвестиционного развития Удмуртии представили ее 64 участникам другие варианты поддержки развития туристической отрасли со стороны государства, а именно государственно-частное партнерство (ГЧП) и муниципально-частное партнерство (МЧП).

Фото: © «ДЕНЬ.org»Однако в ходе семинара выяснилось, что ни ГЧП, ни МЧП для республики на данный момент недоступны.

«Мы привязаны к федеральному закону, который сейчас фактически мертв, поэтому 2016 год у нас вылетает однозначно», — ответила на резонный вопрос из зала специалист сектора развития ГЧП агентства Гульнара Зворыгина.

Тем не менее, по ее словам, в распоряжении турбизнеса республики еще остается концессионное соглашение (одна из форм ГЧП, не предусматривающая возникновения права частной собственности), предоставление инвесторам земельных участков в аренду без проведения торгов и реализация проектов через частную инициативу, в рамках которой инвестор самостоятельно готовит свое предложение и обращается в публичный орган.

Фото: © «ДЕНЬ.org»«Инвестор самостоятельно обращается к нам, и мы его пускаем по кругу ада», — тут же послышалось из зала.

Спорить с этим утверждением специалисты агентства даже не пытались.

«Это наша проблема, мы должны понять, что нельзя так работать с ними, — прокомментировала заместитель начальника отдела экспертизы, сопровождения и поддержки инвестиционных проектов Наталья Шутенко. — Поэтому круг ада мы сейчас будем называть „одним окном“, чтобы быстрее этот круг пройти и в то же время не заблудиться в муниципалитетах».

Несмотря на озвученное желание власти понять нужды бизнеса и попытки предпринять первые шаги навстречу, пусть и с помощью непроработанных механизмов, до установления рабочего диалога еще очень далеко. Равно как и до понимания со стороны бизнеса, что от него требуется. По итогу проведенного семинара представители туристической инфраструктуры муниципальных образований республики выходили из зала со словами: «Наконец-то все закончилось!» и «Что это было?».

Проблеск надежды

Однако и в вопросе информированности гостей и жителей Удмуртии в особенностях местной туриндустрии в этом году был сделан настоящий прорыв для республики, правда, с запозданием в пару-тройку десятилетий. Туристско-информационный центр (ТИЦ), которым уже давно обзавелись порядка 80 субъектов РФ, на днях презентовали в Удмуртии.

Фото: © «ДЕНЬ.org»«Мы, к сожалению, вошли в состав тех 6-7 регионов, у которых этих центров до сих пор нет, — говорит директор Национального центра декоративно-прикладного искусства и ремесел Удмуртии, на базе которого изначально и будет создан республиканский ТИЦ, Наиля Собина. — Это не очередная туристическая фирма, это не туроператор, это организация, которая владеет информационным туристическим ресурсом и предоставляет населению сервисные услуги, связанные с туристической деятельностью, бесплатно».

С помощью этого центра туристы из-за пределов Удмуртии и жители республики смогут получить любую информацию о туристических достопримечательностях, гостиницах, ресторанах и турфирмах Удмуртии.

Фото: © «ДЕНЬ.org»«Слава богу, что это произошло, мы давно ратовали за создание информационного центра, — говорит руководитель Удмуртского регионального отделения Российского союза туриндустрии Елена Захидова. — Это большой шаг вперед, главная задача теперь — чтобы этот центр был не просто номинальным, а работал на пользу туристам, турагентствам и туроператорам. Сейчас центр разрабатывает свою стратегию, как он будет работать, для чего он был создан».

Кластерное чудо

Фото: facebook.com (Полина Павлова)Эксперты сейчас сосредоточились на проблемах внутреннего туризма региона. Маркетинговое исследование, проведенное Центром кластерного развития Удмуртии в процессе создания зонтичного бренда «Туристический Сарапул», показало, что более 60% ижевчан никогда не бывали в городе на Каме, призванном стать местной туристической Меккой к 2018 году и увеличить свой въездной турпоток с 17 тысяч до 500 тысяч человек в год.

Так или иначе, приблизиться хоть к какому-то взаимодействию власти, бизнеса и туристической индустрии из всех районов и городов республики удалось только Сарапулу в рамках кластера «Камский берег».

«С малым и средним бизнесом, который обеспечивает туризм в Сарапуле, мы начали работать только в ноябре, — уточняет Полина Павлова. — Для того чтобы объединить все усилия сарапульчан и бизнеса, мы начали разработку зонтичного бренда — круглые столы, маркетинговые мероприятия и обучение. Нам это удалось, они все сели за общий стол переговоров, и мы разработали туристический бренд города».

На площадь в солнечный субботний день пришли сотни ижевчан, чтобы так же, как и предполагаемые туристы, посмотреть, что же это такое — Удмуртия — родина пельменей... Читать далее...По словам Павловой, хороший пример заразителен — после создания туристического бренда Сарапула стала расти конкуренция на турпоток со стороны других городов республики, к примеру, активизировался Воткинск. Но сама Удмуртия значения проведенной работы еще не поняла.

«Ни один из брендов у нас так не продвигается, как Сарапул, но им тоже нужна профессиональная помощь, — уверена Елена Захидова. — Наше Министерство культуры и туризма, конечно же, еще не знает, но нас уже пригласили на национальный туристский форум „Реки России“. Мы в свою очередь обязательно поедем в Сарапул и пригласим их, там будет действительно интересный разговор и для федеральных агентств по туризму, и тех, кто заинтересован в круизном рынке».