Покупательская активность россиян упала до исторического минимума

Мария Вотякова

Индекс потребительского доверия в России, рассчитываемый компанией Nielsen, в I квартале 2016 года обновил свой исторический минимум, упав до 63 пунктов (в I квартале 2015 года — 72 пункта). Это самое низкое значение за все 11 лет наблюдений.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Как сообщает «Коммерсантъ», доля россиян со свободными деньгами, оставшимися после трат на основные нужды и обязательные платежи, стала рекордно низкой – 82 процента. Для сравнения: в кризис 2009 года эта доля была равна 93-96 процентам. По данным на начало 2016 года, жители России, имеющие свободные финансы, тратили их на новую одежду (36 процентов), на отпуск (31 процент) и переводили сбережения (31 процент).

Стремятся экономить 76 процентов россиян, в начале 2015 года отказывались от трат на развлечения 55 процентов опрошенных, сейчас – 59 процентов. От покупки новой одежды отказался 61 процент соотечественников (55 процентов годом ранее), от новой электроники – 45 процентов (43 процента в 2015-м).

Большая часть населения призналась, что переходит на более дешевые продукты питания, – 52 процента (в прошлом году — 48 процентов).

«Истощение — так одним словом можно охарактеризовать состояние российских потребителей сегодня», — отметила директор по работе с глобальными клиентами «Nielsen Россия» Марина Лапенкова.

Доцент кафедры экономической социологии ВШЭ Диляра Ибрагимова указывает, что текущая картина потребительской активности отличается от кризиса 2008-2009 годов более затяжными пессимистическими настроениями.