Ижевск — на сладкое. Некоторые поселения в Удмуртии уже несколько лет работают в ЖКХ по концессии

Дмитрий Манылов

В то время как власти Удмуртии и Ижевска высказывают противоположные мнения о перспективах передачи в концессию городских коммунальных сетей, концессионная практика в республике уже имеется. Правда, масштабы сетей, эксплуатируемых по этой схеме в нескольких муниципальных образованиях Удмуртии, несопоставимы с городскими, но их опыт может пригодиться, чтобы не наломать дров в этой многотрудной сфере.

Фото: stroika100.ruМинистерство экономического развития РФ создало отдельный интернет-портал под названием «Единая информационная система государственно-частного партнерства в РФ». Новый ресурс в онлайн-режиме показывает количество ГЧП-проектов в России, сейчас их 1 159. При таком количестве проектов наверняка накоплен уже какой-то опыт, однако, к сожалению, разделы портала, посвященные оценке эффективности ГЧП и результатам мониторинга запущенных проектов, совершенно пусты. И хотя в целом сайт довольно живой, единственной информацией в этих разделах стало то, что они находятся в разработке. Были бы какие-то положительные результаты — не преминули бы выложить. Значит, их нет.

До самых до окраин

Фото: скриншот с сайта pppi.ruЗато удалось найти краткую информацию о нескольких уже заключенных концессионных сделках в коммунальной сфере Удмуртии. Это соглашения о передаче в концессию объектов водоснабжения в некоторых муниципальных образованиях Юкаменского, Дебесского, Вавожского и Кезского районов. Первое из концессионных соглашений было заключено еще в середине 2009 года. Все соглашения объединяет одно — концессионером выступает местная управляющая компания. Она же, как правило, имеет монопольное положение на рынке ЖКХ муниципального района, и в списке претендентов на заключение концессионных соглашений с муниципалитетами других претендентов, похоже, просто не было.

Мне удалось пообщаться с главой муниципального образования «Засековское» Юкаменского района Удмуртии Шамилем Балтачевым. На территории его муниципалитета 14 населенных пунктов, в двух из них концессионные соглашения действуют с конца 2014 года.

«По водоснабжению в деревне Жувам, где на сегодня 70 дворов, концессионеру ООО „Жилищно-коммунальный комплекс“ удается выйти в ноль, — рассказал Шамиль Балтачев, — а вот в деревне Митрошата значительно меньше жителей, и там концессионер в минусе».

Прибыльность коммунальных компаний — вещь туманная, об их истинной рентабельности трудно говорить определенно. Однако тот факт, что, по словам Шамиля Балтачева, «Жилищно коммунальный комплекс» не торопится подписывать подготовленные соглашения о передаче в концессию водопроводных объектов еще по нескольким деревням, говорит о том, что для него это действительно не самые выходные сделки. «Им хватает райцентра», — пояснил Балтачев.Фото: mapio.net

Перечень водопроводного имущества, передаваемого в концессию в деревнях, — это, конечно, совсем не то, что мощные разветвленные городские сети. Например, согласно соглашению по МО «Засековское» в деревне Митрошата Юкаменского района концессионеру на 10 лет передается артезианская скважина глубиной 30 метров, водонапорная башня и водопроводная сеть протяженностью 690 метров.

В подобных деревнях, где «управляйки» все-таки взяли сети в концессию с низкой рентабельностью, естественно, ни о каком серьезном вложении средств в ремонт речь не идет. Во всех проектах по Юкаменскому району, зафиксированных в Единой информационной системе ГЧП, по строке «общий объем инвестиций в реализацию проекта» стоит сумма 1 млн рублей. То есть явно все эти соглашения составлялись под копирку и ни на какие серьезные инвестиции никто и не рассчитывал. По факту ООО «Жилищно-коммунальный комплекс» реагирует лишь на порывы, которые, например, в МО «Засековское» происходят ежемесячно. За время действия соглашения концессионер ремонтировал только уличные колонки.

Завоевания цивилизации не вечны

В свое время водопроводные сети в деревнях обслуживались в основном колхозами. Потом какие-то хозяйства разорились, какие-то начали требовать от муниципальных администраций забрать сети на свой баланс — властям приходилось соглашаться. Сейчас начался следующий этап — передача сетей от администраций, не имеющих денег на их содержание, частным концессионерам, в роли которых никто, кроме управляющих компаний, выступать не собирается, да и они делают это не всегда охотно.Фото: chernigov-foto.com

В конечном счете все это может привести к тому, что на подобные объекты вообще не найдется желающих и жителям придется за свой счет рыть колодцы, а водонапорные башни пойдут на металлолом. Похоже, что ситуацию в Засековском можно еще считать оптимистичным примером. Часто бывает, что колонки вообще никем не взяты на баланс, а значит, не обслуживаются, и дни этого «чуда XX века» сочтены.

Когда Владимир Маяковский писал стихотворение «Во весь голос», он вспомнил о водопроводе, «сработанном еще рабами Рима», как о незыблемом достижении и неотъемлемом атрибуте человеческого поселения. Города без водопровода и канализации пока еще трудно себе представить, но во многих деревнях, судя по текущей ситуации, с этим благом цивилизации придется попрощаться.

Понятно, что аналогия не во всем корректна — слишком уж отличаются масштабы коммунальных сетей в Ижевске и деревне, пусть даже крупной, но «победное» шествие концессий по России началось, и, видимо, его уже не остановить. Пойдут от меньшего к большему — следующим этапом будет реализация уже принятого решения о передаче в концессию в 2016 году шести неэффективных предприятий ЖКХ Удмуртии: МУП «Водоканал» Воткинска, МУП ЖКХ Можги, МУП «Жилкоммунсервис» Граховского района, «Управляющей компании ЖКХ» Малопургинского района и МУП «Водоканал» Шарканского района.

Ижевский водопровод и канализацию оставят «на сладкое», но, судя по высказываниям премьера правительства Удмуртии Виктора Савельева, который видит концессию «основным механизмом решения проблемы «Ижводоканала», ему общей участи не избежать. В нынешних условиях запредельной изношенности сетей концессия, скорее всего, будет бесплатной. По крайней мере по Засековскому соглашению концессионная плата не предусмотрена. Остаются обязательства по инвестированию средств концессионера в капитальный ремонт, вокруг которых сейчас как раз идут основные споры.

Фото: smo-volgograd.ruВ концессионном соглашении по МО «Засековское» этот вопрос решен весьма сомнительно, концессионеру оставлена очевидная лазейка: при обнаружении концессионером не зависящих от сторон обстоятельств, делающих невозможной реконструкцию объекта соглашения, он уведомляет об этом концедента, прилагает подтверждающие документы, и они подписывают дополнительное соглашение о смягчении обязательств по ремонту.

Частник нацелен на максимизацию прибыли, поэтому если есть возможность не выполнять обязательства, он ею воспользуется. К тому же не будем забывать, что печальный опыт повального увлечения концессиями наша страна уже проходила в 1920-х годах, когда иностранные концессионеры эксплуатировали ресурсы страны исключительно в своих интересах. Вода и тепло — это тоже наши общие ресурсы, и непонятно, почему кто-то должен закладывать свою маржу в процесс их доставки в наши дома и на предприятия.