Мамиллапалле не шутит. Новая попытка Удмуртии «победить» закупщиков АвтоВАЗа

Дмитрий Манылов

Удручающая картина производства автокомпонентов для АвтоВАЗа в Удмуртии несколько скрасилась условно-положительной информацией о прошедшем на «Ижстали» техническом аудите, проведенном представителем специализированной закупочной компании альянса «АвтоВАЗ-Рено-Ниссан» (ARNPRO). В официальном пресс-релизе сказано, что как важные конкурентные преимущества аудитором были отмечены большой опыт «Ижстали» в производстве специальных марок стали, наличие современного оборудования и гибкость производственных процессов, позволяющих выполнять малкосерийные и малотоннажные заказы.

Фото: © «ДЕНЬ.org»«Можно сказать, что технический аудит мы прошли», — пояснил начальник управления делами администрации и общественных отношений «Ижстали» Андрей Дюгуров. То есть представитель ANPRO действительно остался доволен. Сроки принятия окончательного решения пока не называются — предстоит еще рассмотрение результатов аудита в головном офисе компании-закупщика, но это уже скорее дело техники.

Снижает оптимизм то, что упор сделан на способность «Ижстали» выполнять мелкосерийные и малотоннажные заказы. О каких-то огромных объёмах в любом случае говорить не приходится, поскольку «Ижсталь» специализируется на производстве сортового проката, тогда как основная металлоемкая составляющая при производстве автомобиля — это, безусловно, кузовные элементы, изготавливаемые из листового проката. Тем не менее и в рамках своей традиционной специализации «Ижсталь» теоретически может рассчитывать на неплохой заказ, поскольку нынешняя политика АвтоВАЗа направлена на унификацию поставщиков с «Рено-Ниссан», то есть появляется возможность поставки сразу на несколько предприятий.

Локализация по-французски

«Ижсталь» — традиционный поставщик сортового проката на российские автомобильные предприятия. АвтоВАЗа среди основных покупателей продукции удмуртских металлургов пока нет. Фото: metall-online.ruРуководитель пресс-службы «ИжАвто» Александр Бадица подтвердил, что ARNPO — независимая компания, работающая на весь альянс, хотя закупочные лоты теоретически могут формироваться и отдельно по разным производственным площадкам. На официальном сайте ANPRO сказано, что начиная с 2015 года АвтоВАЗ и альянс «Рено-Ниссан» объединяют в России свою закупочную деятельность.

Интересно, что сообщение «Ижстали» о проведении аудита совпало по дате с назначением 13 мая канадца Пола Миллера на должность вице-президента АвтоВАЗа по управлению цепочками поставок. В его обязанности будет входить повышение эффективности поставок, управление логистическими потоками, укрепление и развитие базы локальных поставщиков, а также повышение локализации.

В конце апреля РБК опубликовал реплику главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, произнесенную им в кулуарах съезда Союза машиностроителей в Москве, о том, что новый глава АвтоВАЗа Николя Мор согласился максимально использовать в производстве российские комплектующие. Однако там же Мантуров рассказал и о том, что для оздоровления АвтоВАЗа бюджетные средства не потребуются, поскольку для этого есть возможности у учредителей.

Получается, что за красивыми словами у российских властей не будет никаких реальных рычагов влияния на руководство альянса и курс на унификацию поставщиков с «Рено-Ниссан» в реальности снизит шансы российских поставщиков автокомпонентов на сотрудничество с АвтоВАЗом. Тем не менее первый шаг «Ижсталью» сделан — может быть, не отдавая российским поставщикам какие-то ключевые заказы, по небольшим поставкам руководство альянса пойдет на уступки настойчивым требованиям «Ростеха» и Минпромторга о повышении локализации.

Главный закупщик альянса «Рено-Ниссан» Венкатрам Мамиллапалле. Фото: tolyatti.bezformata.ruАвтоВАЗ, по сути, потерял свою субъектность, войдя в глобальный автомобильный холдинг со своими глобальными правилами, исключений из которых никто делать не собирается. Тем более что большинство ключевых постов занимают иностранцы. Например, руководитель регионального представительства ARNPO, приезжавший в Ижевск, — гражданин России, но саму компанию возглавляет индиец Венкатрам Мамиллапалле. Не доверяют нашему брату, особенно в сфере закупок.

Поставщик должен уменьшать цену ежегодно

При всей открытости концерна актуальный список поставщиков найти не удалось ни на сайте, ни в финансовых отчетах. Вместо конструктивного обсуждения возникающих проблем раздел «отзывы и комментарии» на сайте ARNPO посвящен юмору, причем тон, видимо, задает сам директор. На вопрос некоего Вахи, который был бы более уместен к производству или дилерам: «Приор заниженный почем нанча, а?» — Венкатрам Мамиллапалле отвечает: «Суровый народ Кавказа требует больше приор!!! Перевыполним план по производству приор на 25 процентов!!! Даешь заниженные приоры!!!»

Система контроля качества на АвтоВАЗе впечатляет. Соответствующие требования и к поставщикам. Фото: © «ДЕНЬ.org»Серьезные разговоры, видимо, ведутся по-английски и не на сайте, а в кулуарах. Не случайно русскоязычный сайт «ИжАвто» содержит вкладку for partners (для партнеров) на английском языке без перевода. Это сразу как бы настраивает потенциального поставщика на международный уровень контрагента.

Там же выложены двуязычные, что уже приятно, документы по поставкам: шаблон договора и условия поставок на ООО «Объединенная автомобильная группа» (т. е. Ижевский автозавод). Там шутки заканчиваются. Например, в разделе об условиях оплаты есть такой пункт: «Поставщик должен добиваться повышения производительности для того, чтобы цена автокомпонентов уменьшалась ежегодно». Трудно себе представить предприятие, готовое подписаться под тем, что при сегодняшней инфляции цена рублевых поставок автокомпонентов будет ежегодно уменьшаться. Если же «Объединенная автомобильная группа» сделает вывод о необоснованном повышении цен поставщиком по любому из ценообразующих факторов, договор может быть тут же расторгнут в одностороннем порядке.

Важно, чтобы производство пустило корни в удмуртской земле через взаимодействие с местными поставщиками — это придало бы импульс развития всей региональной экономике. К сожалению, по этому вопросу приходится констатировать практически полный ноль... Читать далее...Я уже не говорю о требованиях АвтоВАЗа к качеству поставляемых автокомпонентов. Подписывая договор, поставщик соглашается понимать под «исполнением обязанностей должным образом» их исполнение с наилучшим качеством и своевременно. В их числе заключение договора на проведение сертификации с аккредитованным на международном уровне сертификационным центром, внедрение системы менеджмента качества по специальному международному стандарту.

Возможности малого бизнеса при таких условиях допуска к поставкам практически минимальны. «Ижсталь» имеет большой опыт работы с иностранными контрагентами, поэтому они одни из немногих в Удмуртии, у кого действительно может получиться какое-то сотрудничество с АвтоВАЗом. Тем более что к «Объединенной автомобильной группе» они подбираются уже давно — еще в начале прошлого года представители дирекции «Ижстали» по качеству побывали на Ижевском автозаводе, где для них провели ознакомительную экскурсию по цехам и детальное знакомство с системой качества. Может быть, восторженные отклики руководителей «Ижстали» все-таки удастся конвертировать в реальные контракты.