Не стать бы Сарапулу «Сволочком». Росавтодор считает дороги к камскому мосту проблемой Удмуртии

Дмитрий Манылов

Ответы заместителя руководителя Федерального дорожного агентства Дмитрия Прончатова на вопросы журналистов по итогам очередного совещания о ходе реализации проекта по строительству камского моста в Удмуртии усилили тревогу, возникшую по поводу перспективы Сарапула фактически пропустить через себя федеральную автотрассу. Камская «жемчужина», готовящаяся стать центром перспективного туристического кластера, рискует разделить многолетнюю участь Вышнего Волочка, ставшего на долгие годы одной большой пробкой на трассе Москва — Санкт-Петербург.

Дмитрий Прончатов (слева) считает, что проблема федерального транспортного коридора должна беспокоить прежде всего транзитный регион. Фото: © «ДЕНЬ.org»Я не стал бы сравнивать, если бы не испытал на себе долгие часы стояния в пыльной пробке, парализовавшей жизнь прекрасного, в общем-то, города в Тверской области, который я теперь не могу называть иначе как Вышним Сволочком, да простят меня его жители. Недавно, после долгих лет ожидания, город получил платную объездную, а для Сарапула все только начинается. «ДЕНЬ.org» писал об озвученной на днях главой Удмуртии Александром Соловьевым информации по поводу планов получить к концу года проектно-сметную документацию по строительству объездной вокруг Сарапула.

Глава Удмуртии Александр Соловьев в ходе своего визита в Камбарский и Сарапульский районы дал конкретные ответы на вопросы местных жителей, связанные с будущим вводом в эксплуатацию в сентябре этого года мостов через Каму и Буй. Первые ждут бесплатного проезда, вторые – объездной дороги... Читать далее...Сроки начала реализации проекта не озвучиваются. Известно, что объездная будет стоить около 4 млрд рублей и началу ее строительства предшествует реконструкция дороги до Тарасово и трассы Ижевск — Сарапул общей стоимостью около 6 млрд рублей, так что ждать придется долго. В конце апреля появилась информация о том, что Росавтодор увеличил Удмуртии ассигнования на эти дороги с 280 до 400 млн рублей. Судя по ответам Дмитрия Прончатова, большего, видимо, пока ждать не приходится.

Прончатов рассказал журналистам о том, что мост через Каму — любимый проект Федерального дорожного агентства, поскольку он стал первым масштабным проектом дорожного строительства в рамках государственно-частного партнерства. Его опыт они теперь планируют распространить на всю страну. Средства на софинансирование таких проектов агентство собирается взять из сборов по системе «Платон», так что, отстегивая деньги за проезд по федеральным трассам, большегрузы провоцируют появление все большего количества платных участков, за проезд по которым им придется дополнительно отсчитать, теперь уже концессионерам, немалые суммы.До недавнего времени так выглядела единственная трасса Масква — Санкт-Петербург на участке, проходящем по Вышнему Волочку. В Сапаруле может получиться что-то подобное. Фото: tvernews.ru

Детище ваше — проблема наша

«Для республики это новое слово в транспортном обслуживании населения», — отметил Дмитрий Прончатов, умалчивая о том, что Удмуртия в этом проекте будет выступать в большей степени как транзитер, по территории которого пойдет дополнительный федеральный транспортный поток.

Журналисты напомнили высокопоставленному чиновнику Росавтодора о том, что мосты — «новое слово» не только для Удмуртии.

«Это спрямляет целый ряд транспортных коридоров межрегиональных, народ туда поедет», — согласился Дмитрий Прончатов.

После этого возник закономерный вопрос о том, что будет делаться на федеральном уровне для того, чтобы подъездные пути к мосту и сама трасса, проходящая через Удмуртию, соответствовали новым мостам по качеству. На это он ответил, что здесь есть серьезные вопросы и регион очень заинтересован в хороших подъездных путях к мостам, снова акцентировав внимание на том, что это забота Удмуртии, а не центра.

Фото: © «ДЕНЬ.org»

Инициативу пришлось перехватить Александру Соловьеву. Он заявил, что комплекс мостов строился в первую очередь не для Удмуртской Республики, а для Российской Федерации и, чтобы провести через новые мосты качественную автотрассу, нужно строить дорогу на Нефтекамск и дальше в Пермский край и Екатеринбург.

Сейчас, по его словам, нужно провести по этой проблеме совещание на федеральном уровне. Письма в администрации заинтересованных регионов уже разосланы — нужно собираться и координировать работу по всем вопросам, связанным с этой темой, в том числе и по финансированию.

Между двумя бургами

Фото: пресс-служба главы и правительства УРТо, что через мосты пойдет не просто межрегиональный, а один из основных федеральных автотранспортных потоков, подтвердил еще один участник совещания — заместитель президента Банка ВТБ Михаил Осеевский. Он отметил, что мост через Каму станет важным элементом нового транспортного коридора от портов на западе России на Урал и дальше в восточную часть страны.

Это масштабный федеральный проект, вложив в который 1,3 млрд рублей, Удмуртия получает не только выгоды, но и достаточно много серьезных проблем. Из выгод можно отметить возможность требовать дополнительные ассигнования на дорожное строительство в республике. Но, во-первых, требовать — не значит получить. Во-вторых, большой вопрос в том, насколько в этом строительстве удастся задействовать местные подрядные организации.

На строительстве самих мостов «наших» практически не было. Планировалось задействовать на отсыпных работах местные студенческие стройотряды. Один из лидеров стройотрядовского движения в Удмуртии Дмитрий Плешаков давал комментарий «ДЕНЬ.org» о том, что ведутся переговоры и они рассчитывают получить подряд на условиях среднего размера оплаты студенческого труда на уровне 30 тыс. рублей. Однако договоренность, похоже, до сих пор не достигнута.

«Самое главное, что Камбарка в любое время года получит транспортное движение, — отметил Александр Соловьев. — Экономический эффект — это, прежде всего, наши люди».

Трудно не согласиться с тем, что возможность проехать по мосту, например, машинам экстренной медицинской помощи, если возникла необходимость срочно доставить больного в лечебные учреждения Ижевска, не измерить деньгами. При этом хотелось бы все-таки соотнести вложенные республикой 1,3 млрд рублей с совокупным экономическим эффектом, чтобы иметь информацию не только о сроках окупаемости проекта для инвестора, но и окупаемость по затратам Удмуртии.Фото: © «ДЕНЬ.org»

Запуск моста мог бы стать серьезным толчком развития Камбарского района, но перспективы реализации инвестиционных проектов в Камбарке пока туманны. По словам Александра Соловьева, сейчас идет поиск инвестора для реализации крупного проекта на мощностях комплекса по уничтожению химического оружия.

Идею создания мультимодального логистического центра в районе Камбарки, заявленную в прошлом году в рамках республиканской Недели инвестора, уже никто, похоже, всерьез не обсуждает. В актуальной версии реестра инвестиционных проектов Удмуртской Республики, размещенной на сайте udminvest.ru, этот проект даже не значится. В свое время удалось выяснить, что он может представлять серьезный интерес в том случае, если пойдет активная торговля по водному коридору от портов на Каспии по Волге с выходом в Каму.

Мосты еще не открыли, но хочется, чтобы Министерство экономики Удмуртии или Агентство инвестиционного развития озвучило людям выраженный в цифрах размер планируемого экономического эффекта, связанного с появлением этих долгожданных объектов. Если мы будем четко понимать, что получит от проекта именно Удмуртия, то, может быть, не будет так удручать мысль на неопределенное время получить эстафетную палочку от Вышнего «Сволочка» на придорожные мытарства.