Остановка «Фабрика». Удмуртия не может конвертировать личный успех своих жителей в общее процветание

Дмитрий Манылов

Судьба двух успешных ижевских бизнес-проектов, получивших возможность реализоваться благодаря краудфандинговым технологиям привлечения финансирования, удачно иллюстрирует бессмысленность нынешней российской инновационной политики. Судя по опубликованной на днях РБК информации об основных идеях Центра стратегических разработок Алексея Кудрина, подготовленных к заседанию президентского экономического совета, внутренняя политика ближайших трех лет будет столь же беспощадной к российским разработчикам инновационных продуктов, как и сейчас.

В лучшем случае России предлагается стать филиалом Китая. Фото: nevsedoma.org.uaЕсли отмести традиционные для Кудрина сентенции о реформах судебной и правоохранительной системы и снижении доли государства в экономике, то основная идея, поддерживаемая Минэкономразвития, Минфином РФ и Банком России, состоит в том, чтобы препятствовать росту потребления в стране. За счет этого предлагается обеспечить корпорациям низкие издержки, и, следовательно, более высокую норму прибыли, которую можно будет использовать на дальнейшее развитие. Поскольку рост внутреннего спроса планируется блокировать, то развитие будет направлено на создание производств, ориентированных на экспорт.

Для этой цели предлагается максимальное упрощение процедур, связанных с экспортом, обеспечение ускоренного возврата НДС, снижение таможенного регулирования и экспортного контроля. Чиновники не любят выражаться прямо, а вот, например, Олег Джус, член правления, директор казначейства банка «Интеза», 27 апреля этого года опубликовал в ИА «Уралбизнесконсалтинг» статью, в которой констатировал, что стоимость рабочей силы находится в России на уровне ниже, чем в Китае, и такое положение будет сохраняться продолжительное время, поскольку это соответствует российской экономической политике.

«Пересадка» инноваций

lightpack. Фото: siava.ruРоссия может стать филиалом «глобальной фабрики», но скорее не для самых высокотехнологичных производств, а для наиболее ресурсоемких продуктов не с самой высокой долей прибавочной стоимости. Создаваемая у нас инфраструктура поддержки инноваций никак не способствует тому, чтобы конвертировать идеи, генерируемые появляющимися у нас стартапами, в какие-то профиты для населения.

Посмотрим, как развивался проект «Лайтпак», созданный ижевскими разработчиками. Суть его в том, что специальный софт анализирует картинку на мониторе или экране телевизора и передает данные о ней на плату, которая при помощи светодиодов подсвечивает стену за телевизором, усиливая эффект присутствия. Разработчики из Ижевска смогли найти деньги на реализацию своей идеи, только когда воспользовались технологией краудфандинга — «народного финансирования» через специализированную интернет-площадку «Кикстартер».

Главный фокус в том, что у инициаторов проектов, если они не граждане США, Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии, при работе с «Кикстартером» возникнут серьезные сложности. Российские же краудфандинговые площадки работают сегодня преимущественно с некоммерческими творческими проектами, и рассчитывать на то, что с их помощью удастся получить серьезное финансирование высокотехнологичных стартапов, не приходится.Фото: 54novosti.ru

То есть нашим разработчикам приходится включаться в западную инфраструктуру поддержки инноваций со всеми вытекающими последствиями. К идее на начальном этапе подключаются иностранные компании, определяющие локализацию производства, организацию сбыта и в конечном счете перехватывающие сам проект.

«Сегодня я рад официально объявить о том, что вся ижевская команда (Тимур Саттаров, Илья Попов и я), — написал в Интернете один из разработчиков «Лайтпака» Михаил Санников, — покидает проект „Лайтпак“, который мы создали в начале 2011 года. Это стало возможным после достижения очередной крупной вехи — выполнения всех обязательств перед бейкерами (жертвователи денег на проект. — Прим. «ДЕНЬ.org») с „Кикстартера“. Начиная с сегодняшнего дня за поддержку и развитие „Лайтпака“ отвечает питерская команда Woodenshark».

Hudway Glass. Фото: viwer.ruНа англоязычном сайте этой компании сказано, что она базируется в Нью-Йорке, Германии и России, то есть проект ушел как минимум из Ижевска, а скорее всего, и из России. В принципе приход новых собственников на стадии промышленного производства вполне соответствует концепции стартапа как такового. Только почему мы как к неизбежности относимся к тому, что в сфере высоких технологий этими собственниками будут иностранные компании? Похоже, что уже на этапе захода в «Кикстартер» ижевские разработчики понимали, что по завершении этого этапа, на котором было собрано более полумиллиона долларов, им придется «откэшиться» и отдать все права.

Для экономики Удмуртии такие проекты проходят практически незаметно. Не успели ижевчане унять гордость по поводу «Лайтпака», как появился новый проект-рекордсмен Hudway Glass, набравший на том же «Кикстартере» более 600 тысяч долларов. Этот продукт представляет собой систему проецирования изображения навигационной программы со смартфона на ветровое стекло автомобиля, повышающую безопасность вождения.

Разработку ижевских айтишников уже вовсю пытаются воссоздать у себя китайцы. Приложение для смартфона Hudway, позволяющее проецировать дорогу на лобовое стекло автомобиля, сумело сделать прорыв на рынке IT-разработок. О том, что позволило программистам из Удмуртии достичь цели... Читать далее...Портал «Инвестиции в Удмуртии» не мог не отреагировать на победу наших разработчиков в конкурсе «Стартап года-2015», организованном бизнес-инкубатором Высшей школы экономики. Боюсь, что дальше все пойдет по отработанной схеме: фонд «Сколково» находит интересные идеи, помогает им оформиться в полноценный стартап, найти иностранное финансирование, запустить производство, как правило, в Юго-Восточной Азии, после чего при наличии потенциала для масштабирования отдать права на проект глобальному бизнесу.

Даже если идея превращения России в филиал «глобальной фабрики» вдруг разовьется настолько, что мы сможем организовать у себя высокотехнологичные производства, способные производить продукты наподобие «Лайтпака» или Hudway Glass, нужно учитывать, что уровень добавленной стоимости, остающейся в распоряжении производителя, будет снижаться с каждым годом. Основной «навар» оседает у того, кто владеет правами на продукт и может заказать производство где угодно. Зародившись в Ижевске, идея растворяется, чтобы потом материализоваться где-то совсем далеко. Там и о существовании Ижевска-то никто не знает.