Опередим? Особой зоны в Удмуртии не будет, скоро узнаем, получится ли с опережающим развитием

Дмитрий Манылов

После опубликованного на днях поручения Владимира Путина российскому правительству прекратить работу десяти неэффективных особых экономических зон (почти треть от их общего числа) и приостановить создание новых, надежды на открытие особой экономической зоны (ОЭЗ) в Удмуртии рухнули окончательно. Еще в конце декабря прошлого года на традиционной итоговой пресс-конференции Глава Удмуртии Александр Соловьев высказывал решимость побороться за ОАЗ, несмотря на то, что эта инициатива Удмуртии была в свое время заблокирована российским минфином.

Фото: og.ruОстается возможность претендовать на особый статус, налоговые и таможенные преференции в рамках законодательства о территориях опережающего развития (ТОР). Здесь Удмуртия готова выставить сразу три города-претендента: Сарапул, Глазов и Воткинск. Все они включены в федеральный перечень моногородов, которым оказывается дополнительная поддержка, правда запустить опережающее развитие на своей территории они смогут только при условии внесения изменений в федеральный закон «О территориях опережающего развития в Российской Федерации».

Подыграли Глазову с поправками

Десятого июня Госдума РФ приняла эти изменения в первом чтении с учетом поправок, открывающих возможность создавать ТОРы не только в моногородах с наиболее сложным социально-экономическим положением, в число которых не один город Удмуртии не входит, но и во всех остальных. Причем первоначально планировалось добавить к наиболее проблемным городам те, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения (сюда относятся Сарапул и Воткинск), но поправки, внесенные правительством РФ, еще больше расширяют список. С учетом поправок туда войдут и моногорода со стабильной социально-экономической ситуаций, к которым в Удмуртии относится Глазов.

Глазов, хоть и начал работу по ТОРам раньше других, до недавнего времени из-за того, что находился в категории моногородов с "благоприятными условиями", рисковал оказаться в отстающих. Фото: пресс-служба главы и правительства УР.Именно в Глазове процесс подготовки к подаче заявки на открытие ТОР начался первым, поэтому ожидаемые изменения законодательства на первый взгляд кажутся для Удмуртии весьма благоприятными. Однако, расширяя список претендентов на особый статус с 75 до 313 муниципальных образований, законодатели снижают вероятность удовлетворения заявки каждого из претендентов. Не зря говорят: всем, значит никому.

Однако, подготовка идет полным ходом. Как прокомментировал «День.org» заместитель главы администрации Глазова по экономике Александр Пономарев, в северной столице Удмуртии собираются совместно с Агентством инвестиционного развития УР подготовить заявку о создании территории опережающего развития до конца июня. Источники «День.org» подтвердили, что документы уже на финальной стадии подготовки, и возможно, что к концу июня будет не только подана заявка, но и появится какая-то информация о перспективах ее прохождения в российском правительстве.

По существующим правилам эту заявку в Министерство экономического развития РФ должен представить глава региона, то есть Александр Соловьев. «Обязаны успеть», - ответил Александр Пономарев на вопрос о том, удастся ли уложиться с подготовкой заявки в оставшиеся до намеченного срока две недели."Росатом" очень заинтересован в особом статусе для своих территорий. Фото: пресс-служба главы и правительства УР.

Толчок в работе по ТОР Глазову был дан со стороны госкорпорации «Росатом», к которой относится градообразующие предприятие Глазова – «Чепецкий механический завод». «Росатомом» было создано специальное учреждение «Атом-ТОР», представители которого уже несколько раз приезжали в Удмуртию для координации работы. Руководитель «Росатома» Сергей Кириенко заявил недавно в интервью НТВ о том, что этим летом выйдут первые постановления о создании ТОР, правда он говорил о закрытых административно-территориальных образованиях, в число которых Глазов не входит.

Не наступить бы на те же грабли

Учитывая печальную практику открытия в России особых экономических зон, к созданию территорий опережающего развития федералы будут подходить очень осторожно. Опыт с особыми зонами действительно крайне неудачный. В отчете Счетной палаты РФ по итогам проверки ОЭЗ, который и послужил основанием для принятия Владимиром Путиным решения о закрытии 10-ти особых зон и приостановке работы по новым, сказано, что несмотря на 19 изменений, вносившихся в закон об ОЭЗ, нормативный механизм по ним несовершенен и требует доработки. «С момента создания первых ОЭЗ прошло почти 10 лет, при этом до настоящего времени отсутствует документ, определяющий стратегию развития особых экономических зон, конкретные цели и задачи государства в данной области и пути их реализации», - пишут аудиторы Счетной палаты в итоговом документе по результатам проверки."Алабуга" - одна из двух особых экономических зон в России, которые зампред правительства РФ Дмитрий Козак назвал эффективными. Фото: kazan.bezformata.ru

Больше всего претензий у Счетной палаты к управляющей компании – акционерному обществу «Особые экономические зоны», которому с 2006 по 2015 год из федерального бюджета в виде взноса в уставный капитал было предоставлено более 121 млрд руб. Причем на начало этого года почти 25 млрд руб. из них были не использованы и лежали на срочных банковских депозитах, в том числе не в самых надежных банках. Аудиторам пришлось даже констатировать высоко рискованный характер этих финансовых вложений. Один только фонд оплаты труда в управляющей компании по итогам 2015 года составил 438,8 млн руб. (среднемесячная заработная плата - 136,3 тыс. рублей, среднесписочная численность - 222 сотрудника). Еще одна супер-структура с сомнительной эффективностью и неотработанной за 9 лет стратегией развития.

Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» так же предусматривается создание акционерной управляющей компании на федеральном уровне и ее дочерних структур на местах. Так же говорится и о том, что господдержка осуществляется в том числе путем внесения средств в уставный капитал управляющей компании. Честно говоря, сложно себе представить, как после разгромного заключения Счетной палаты по ОЭЗ будет функционировать построенная почти по тем же принципам структура ТОР, как будут согласовываться новые заявки."Удмуртия - регион опережающего развития" - это фото сделано еще в 2008 году, опять выдали желаемое за действительное. Фото: pfo.ru

Интересно, что озвученные Александром Пономаревым сроки подачи заявки по созданию ТОР в Глазове совпадают с датой разработки единой стратегии работы ОЭЗ по поручению Владимира Путина. Если уж разрабатывать единую стратегию, то совместную, касающуюся и территорий опережающего развития и свободных экономических зон. Сомнительно, что стратегический документ будет подготовлен так быстро, но для Удмуртии сейчас главное как можно быстрее заявиться – может быть после стольких неудачных попыток нашему региону удастся получить от федерации хоть какие-то особые условия. Хотя бы до следующей проверки Счетной палаты.