Туристические амбиции. Когда внутренний туризм Удмуртии перестанет топтаться на месте?

Надежда Рысьева

Ухудшение экономической и политической ситуации для внутреннего туризма России в целом оказалось положительным. Очевидно, настало то самое благоприятное время, когда властям засучив рукава надо взяться за его развитие. Если некоторые регионы активно включились, то Удмуртия пока отстает от локомотива и догонять остальных явно не спешит.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Хромающий туризм

Туристический потенциал Удмуртии на федеральном уровне даже в условиях повсеместного роста внутреннего туризма оставляет желать лучшего — в Национальном туристическом рейтинге республика заняла лишь 65-е место из 85. Показатели еще хуже только у тех регионов, которые лишь недавно взялись за проработку данного направления. Почему Удмуртия все еще топчется в группе регионов, в которых отсутствует системный подход к продвижению субъекта, и не жалуется на наплыв вездесущих туристов — не совсем понятно.

Лудорвай. Фото: mw2.google.comОчевидно другое — сегодня туристы собирают информацию об объекте путешествия в Интернете. Пытаясь разобраться в аспектах проблемы, мы решили загуглить и понять, какой предстает Удмуртия в просторах Сети. Скажем заранее — судя по всему, впечатления от увиденного у интересующихся неординарное.

Вначале мы предполагали, что в Сети не найдется и двух сайтов, знакомящих любопытного туриста с нашим регионом, поскольку культура путешествия по Удмуртии как-то пока не закрепилась и среди самих ее жителей. Впрочем, оказалось, что информационные площадки, описывающие туризм в республике, в Интернете существуют. Правда, порой хромает их качество.

На нескольких случайных ресурсах, которые выпадают первыми, встречаются и сайты федерального масштаба.

Одним из первых на запрос о туризме в Удмуртии «выскакивает» портал «В сказку». В рубрике, именуемой как «Туризм и отдых в Удмуртии», выпадает крупный текстовой блок с крошечными фотографиями из серии «ничем не примечательные пейзажи». Видимо, администраторы не совсем понимают, как сегодня важна визуализация информации. В общем, по этой ссылке турист ничего интересного не найдет. Единственный вывод, который он может вынести для себя: да, Удмуртия, наверное, на самом деле такая уникальная, как ее позиционирует автор текста с самого первого абзаца. Вот только дальше слов дело так и не идет, а иллюстрации как документальные свидетельства подтверждают лишь одно — таких «удмуртий» в России пруд пруди. Схожая ситуация и с сайтом «Достопримечательности России» и т. д.

Памятник Чайковскому в Воткинске. Фото: strana.ruОтсюда можно сделать вывод, что ничего особенного на федеральном ресурсе об Удмуртии туристу не найти (порой даже о брендах — Калашникове и Чайковском — не упоминается). В общем, это из федерального. Теперь к региональному туристическому сегменту.

Бюро туризма

На местном портале «Туризм-18» представить, что еще имеется в Родниковом крае, кроме шести турбаз, не получится — контент жестко ограничен. Очевидно, здесь делается ставка на заграничные туры и путешествия за пределы Удмуртии, а не внутри нее. Никакого намека на уникальность и какую-либо историко-культурную особенность республики.

На этом фоне в плане качества предоставляемой информации выделяется портал «Открывая Удмуртию». Контент разнообразен и интересен. Разработаны целые маршруты и туры, здесь же есть информация о ценах. Отрадно видеть, что сайт жив и постоянно обновляется. Из минусов — простейший дизайн. Очевидно, создатели не особо вкладывали в его внешнюю часть. Хотя, если вспомнить предыдущий вариант сайта, разница как между небом и землей.

Скрин с сайта открываяудмуртию.рф

На общем безликом визуальном фоне качественно выделяется сайт Бюро сельского туризма «Гуртари», созданный не так давно. Здесь информация о турмаршрутах, объектах представлена в понятной и простой структуре, приправленной приятным и современным дизайном. Правда, нужно отметить, что проект на время законсервирован.

Мы обрисовали примерную картину, которую видит турист, направляясь в Удмуртию. В других, даже соседних регионах, ситуация отличается. Для сравнения: в соседнем Татарстане имеется республиканский туристический ресурс. И не один. Та же картина и в соседней Кировской области. Но если 43-й регион слегка отстает в плане дизайна и качества продукта, то Татарстан, напротив, денег и сил на продвижение внутреннего туризма не жалеет. Об этом свидетельствует и многофункциональный эффектный сайт, где есть информация обо всех турпродуктах региона. 

Скрин сайта visit-tatarstan.com

Далекий центр

Министр культуры и туризма УР Владимир Соловьев. Фото: © «ДЕНЬ.org»В начале июня Министерство культуры и туризма Удмуртии презентовало собственный Информационно-туристический центр. Он предполагает отдельное помещение в здании Национального центра декоративно-прикладного искусства и ремесел на улице Сивкова в Ижевске, специалиста, который будет в курсе всех турновинок Удмуртии, сайт и мобильное приложение. Впрочем, было презентовано лишь помещение. Насчет сайта же (обещают, что его можно будет найти уже 1 июля) заверили — «будет выполнен на высшем уровне». Посмотрим. 

Но сегодня беспокоит вопрос не только о грядущем визуальном формате интернет-ресурса. Куда более насущны вопросы, связанные с деятельностью самого центра. В этой связи в местном сегменте социальных сетей появились нелицеприятные отзывы о его концепции.

Фото: © «ДЕНЬ.org»

«Я даже обрадовался (появлению центра. — Прим. ред.), ибо это очень простое и давно назревшее решение. Но теперь вопрос: где же открыт данный центр? — делится мнением в Facebook известный ижевский ресторатор и любитель попутешествовать Максим Коновалов. — Почти во всех городах, где я видел подобные центры, они находились в самой центральной или самой посещаемой точке города и работали с раннего утра до позднего вечера семь дней в неделю или как минимум в дни наибольшего наплыва туристов. И это абсолютно логично — ибо нужно идти туда, где туристы собственно в большом количестве и водятся. Потому что такие центры — это сервис ДЛЯ туристов. (Звучит ведь логично — Туристический центр для туристов). Но у нас свой путь. Как сказал министр — мы регион уникальный».

Туристический информационный центр в Уфе. Фото: bashmedia.ruДействительно, весьма странно выглядит расположение нового «гида». Он находится вроде бы в центре города, но если учесть, что понятие центрированности в Ижевске размазано, получается, что к нему не так-то просто и дорогу найти. Для туриста, приехавшего увидеть местные достопримечательности, будет логичнее направиться на Центральную площадь по направлению к набережной. И наверное, именно в подобных посещаемых местах следовало его разместить.

«Был в Вологде. Там аналогичное место на одной из центральных улиц в шаговой доступности от ЖД вокзала. Очень полезное заведение, благодаря которому удалось посмотреть город за пять часов. И да, карты города там бесплатно раздавали», — поделился пользователь Павел Овчинников.

Информационно-туристический центр в Кирове. Фото: vkirove.ruМного вопросов у ижевчан и ко времени работы центра. Кроме того что он будет встречать туристов на втором этаже Центра декоративно-прикладного искусства Удмуртии, он еще и работает с 8:30 до 17:30, с обедом с 12:00 до 13:00. Выходные — суббота и воскресенье. Согласитесь, вряд ли туристы покинут рабочие места и ринутся бронировать билеты в далекую Удмуртию средь недели. Выбирается большинство как раз в выходные.

В комментариях к посту Коновалова пользователи как вариант предлагают перенести туристический центр на площадь. А общепит и подобные торговые площади из сердца города убрать. Думается, вот оно, идеальное решение для туристов и туризма Удмуртии в целом. Только явно найдутся те, кто против.