Сам не рад. О чем рассказал журналистам в приступе откровенности глава Минздрава Удмуртии?

Жанна Ситникова

Глава Минздрава Удмуртии пожертвовал присутствием на сессии Госсовета ради общения с прессой. В итоге журналисты узнали, что Алексей Чуршин обладает недюжинной физической силой, считает себя камикадзе, имеет претензии к губной помаде и не всегда одобряет федералов в вопросах развития медицинской отрасли. Последнее, кстати, выглядело так, словно внезапно спала маска прожженного чиновника, которую надел врач Чуршин, став министром.

Фото: © «ДЕНЬ.org»

К слову, о должности министра. Уже в который раз Алексей Чуршин отметил — несмотря на вал критики со стороны общественности, СМИ и депутатов различных уровней, руководство Удмуртии его все же поддерживает. И подчеркнул, что заменить его в этой должности в данный момент некем.  

«Ну, хорошо, давайте так: я — источник всех зол в здравоохранении, давайте меня уберем, что изменится-то? Кто придет? Что, много камикадзе? А я осознанно пришел, потому что понимаю эту отрасль».

Есть информация, что министр Чуршин часто вздыхает из-за своих замов. Фото: © «ДЕНЬ.org»Министр перечислил, чего в этой самой отрасли удалось добиться за последнее время. Спору нет — по многим позициям показатели Удмуртии гораздо лучше среднероссийских: смертность снижается, укомплектованность кадрами повышается, высокотехнологичная помощь оказывается чаще и объемнее. Но жалоб на качество и доступность медицинской помощи меньше не становится. Алексей Чуршин объяснил причину недовольства населения в том числе и человеческим фактором.

«Многое зависит от человеческого фактора, от руководителя, в конце концов, и от организации работы на месте, — сказал Алексей Чуршин, отвечая на вопрос недоступности УЗИ-диагностики в районной больнице, вероятно, не имея в виду себя при этом. — Если не организовывают то, что должно быть организовано, будем меры управленческие принимать. Я уже говорил, что серьезно и к «дисциплинарке» привлекают главных врачей. За последний год сорок человек «дисциплинарку» получили. Еще с десятью главврачами я был вынужден расстаться».

На одной из пресс-конференций Алексей Чуршин рассказал, что выявленные Росздравнадзором нарушения носят системный характер.Фото: © «ДЕНЬ.org» А дальше Алексей Чуршин сказал то, что услышать от него было крайне неожиданно. И хоть это прозвучало в продолжение темы периодической недоступности диагностики, очевидно, что являлось проекцией ситуации в целом. По мнению министра, современная медицина уходит от «искусства врачевания» и становится конвейером из-за установленных и прописанных в нормативных актах порядков и стандартов оказания медицинской помощи.

«Например, больному травматологическому на протяжении нахождения в стационаре два раза нужно проводить исследование крови на сифилис. Зачем? — привел пример Алексей Чуршин. — Но стандарт оснащен на федеральном уровне, и невыполнение такого стандарта приведет к тому, что в результате проверки Росздравнадзора будет выявлено, что пока больной в стационаре находился, кости его срослись, но медицинская услуга была оказана некачественно, так как дважды на сифилис его не обследовали».

На Днях Удмуртии в Совете Федерации. Фото: facebook.com (Алексей Чуршин)И показалось, будто при этом прозвучала в голосе Алексея Чуршина наравне с иронией какая-то безнадежность. Ведь недаром бывший врач скорой, проработавший в «неотложке» более 30 лет, отметил, что раньше начмед по косточкам разбирал каждый нештатный случай в оказании медпомощи, теперь же с секундомером считает, укладывается ли бригада в отведенные этими стандартами временные рамки.

Или другой пример, к счастью, не из Удмуртии: в Екатеринбурге в некоторых поликлиниках участковые терапевты, чтобы сэкономить время на разъяснение способов лечения и приема лекарств, просто распечатывают заготовленную на каждый диагноз форму, где уже вписано несколько видов лекарств и их дозировка. Пациенту остается только что-то выбрать из списка и гадать, для чего он ходил на прием к врачу, если то же самое можно скачать из всезнающего Интернета.

«У нас идет стандартизация, определенный конвейер, и на Западе это срабатывает. Но мы, к сожалению, стали терять многие мануальные навыки, вопросы пропедевтики, — констатировал Алексей Чуршин безрадостный факт. — Меньше стали разговаривать с пациентами, собирать анамнез его болезни и жизни. Мало кто пациентов раздевает, осматривает, ощупывает, простукивает, прослушивает. А это базис. Ведь иногда даже по походке можно ставить диагноз, по тембру голоса, по тому, как он дверь открывает, как говорит: „Здравствуйте, доктор“. Даже по тому, как юбка на женщине сидит, можно уже ряд диагнозов ставить! И это мы теряем, когда на стандарты переходим, потому что Росздравнадзор и страховые не это проверяют, а контролируют, везде ли галочки проставили».

Результаты Спартакиады медработников.Фото: facebook.com (Алексей Чуршин) Видимо, чтобы скрасить мрачную действительность, министр попытался пошутить — сказал, что не одобряет губную помаду, возможно, потому, что под ней не виден истинный цвет губ, по которому тоже можно ставить диагноз.

«Поэтому я прошу язык показывать», — сказал министр.

Что-то вроде шутки прозвучало и тогда, когда Алексей Чуршин критиковал звучащую со страниц СМИ, в том числе и «ДЕНЬ.org», критику в его адрес. Правда, началось все с того, что глава Минздрава заверил, что его ведомство ничуть не преувеличивает, рапортуя о значительном снижении смертности от болезней сердца, и рассказал, что этого удалось добиться благодаря увеличению объемов медпомощи таким больным, а также пропаганде здорового образа жизни.

«Я личным примером показываю — в Спартакиаде медработников я занял второе место в гиревом спорте. 81 раз я выполнил рывок гири, попробуйте повторить! Поэтому когда говорят неспециалисты про меня, что похороним и забьем, не получится — сил у меня много, — сказал министр, очевидно, имея в виду опубликованную в «ДЕНЬ.org» статью. — 12-го числа, в День России, сходил на митинг, пришел домой и 900 раз отжался от пола за день. Сможете повторить — после этого будем разговаривать. Я раньше бегал много, был призером, я был чемпионом Универсиады Удмуртии в метании молота. И гранату хорошо метаю».

И словно предстал перед журналистами совсем другой человек. Вот только улыбки с лиц представителей прессы исчезли, едва прозвучало уже ставшее ругательным, как отметил Алексей Чуршин, слово «оптимизация».