Конец нейтралитета. Коммунисты пошли в атаку на Соловьева

Алексей Чулков

 

В недрах республиканского отделения КПРФ разворачивается борьба за первенство в региональном списке партии на выборах в Госдуму РФ 2016 года. Отголоски этой борьбы, непосредственно связанной с взаимоотношениями удмуртских коммунистов с руководством республики, проявились в общественно-политическом поле в начале февраля. Очередной номер газеты «Новое время Удмуртии» (официального органа УРО КПРФ) вышел с критической передовицей в адрес Главы Удмуртии Александра Соловьева.

 

Как поссориться с коммунистами?

Сам по себе факт «наезда» официального органа удмуртских коммунистов на Главу республики особого удивления вызывать не должен. КПРФ, считающаяся оппозиционной партией, может позволить себе такую маленькую шалость как критика главы региона, являющегося к тому же первым лицом удмуртских «единороссов». Однако передовица «Соловьев боится своего народа?» стала не только первой с момента избрания критической публикацией партийной прессы в адрес Александра Соловьева, но и обозначила существование конфликта между главой республики и удмуртскими коммунистами.

Разматывая нити этого конфликта, стоит вспомнить о том, что почти на всем протяжении 20-летнего правления Александра Волкова удмуртские коммунисты рассматривались им если не в качестве союзников, то, по крайней мере, как нейтральная сила, способная идти на компромиссы. Взамен лидеры УРО КПРФ традиционно получали карт-бланш в сразу нескольких округах на выборах в Госсовет УР и создавали фракции в районных советах.

Отношения между администрацией бывшего президента Удмуртии  руководства удмуртской ячейки КПРФ начали портиться с появлением в рядах коммунистов нового центра силы – глазовской команды Владимира Чепкасова. В 2010 году на выборах в глазовскую гордуму команда Чепкасова уверенно переиграла «единороссов», получив без малого 40 процентов голосов против 33,5 процента у «Единой России». После чего будущий Глава Удмуртии, а в ту пору лидер удмуртских «единороссов» Александр Соловьев пообещал в жесткой форме «разобраться», правда, не с оппонентами, а с «недоработавшими» коллегами по партии.

Обострение отношений пришлось на думские выборы 2011 года. При молчаливом одобрении бессменного лидера удмуртских коммунистов Николая Сапожникова команда Владимира Чепкасова строила кампанию на критике президента Александра Волкова, и в той же «северной столице» едва не обогнала «Единую Россию», которая получила в Глазове самый низкий по республике процент голосов (у «Единой России» - 36,2 процента, у КПРФ – 32,2). Общие же результаты хоть и вселяли в «единороссов» некоторый оптимизм (45,5 процента голосов), но вынуждали задуматься о потенциале оппонентов из КПРФ, набравших 20 процентов без каких-то пяти сотых.

 

Два центра

Активная критика в адрес президента Удмуртии и успешная работа с электоратом (по крайней мере, в Глазове) серьезно усилила позиции коммунистов накануне выборов Главы Удмуртии в 2014 году. И вынудила Александра Соловьева, перед которым в Администрации Президента РФ была поставлена задача избраться с максимально возможным количеством голосов, пойти на переговоры с руководством УРО КПРФ.

По информации «Д», результатом этих переговоров должно было стать выдвижение на выборах Главы Удмуртии первого секретаря рескома КПРФ Владимира Бодрова. Однако этого не произошло, и 17 мая в качестве кандидата был выдвинут Владимир Чепкасов, имеющий куда более прочные связи в ЦК партии.

Выдвижение Чепкасовастало неожиданностью в том числе и для будущего Главы Удмуртии. По заслуживающей доверия информации, были инициированы новые переговоры, результатом которых стало обязательство Владимира Чепкасова не разворачивать масштабную предвыборную кампанию, получив в качестве компенсации пост в структуре республиканского парламента, позволяющий работать на постоянной основе.

Очевидно, глазовский коммунист свои обязательства выполнил. Затратив, по информации «Д» на всю избирательную кампанию в общей сложности около 500 тыс. рублей, он не составил никакой конкуренции Александру Соловьеву. Однако с выполнением взаимных обязательств со стороны Главы Удмуртии возникли серьезные проблемы.

 

Прокатили

9 декабря 2014 года состоялось второе заседание внеочередной сессии Госсовета УР. Депутаты должны были утвердить кандидатуру Владимира Чепкасова на должность заместителя председателя постоянной комиссиипо социальной политике. Этот пост был специально придуман ради того, чтобы его занял глазовский коммунист.

Однако депутаты в ходе тайного голосования кандидатуру Чепкасова «прокатили». «За» кандидатуру Чепкасова проголосовало только 27 народных избранников, «против» - 39.

И для Владимира Чепкасова, и для Главы Удмуртии Александра Соловьева итог голосования оказался полной неожиданностью. По информации «Д», накануне события развивались следующим образом. Глава УР предложил руководителю фракции «Единая Россия» Госсовета УР Алексею Прасолову поддержать кандидатуру Чепкасова. Однако до депутатов это предложение Главы УР было донесено в виде пожелания: мол, вот кандидатура, хотите – голосуйте. Приказ, таким образом, нарушен не был, поскольку никакого приказа и не было, а было только не обязательное к исполнению пожелание.

Вряд ли итоги голосования стоит рассматривать в качестве демарша фракции «Единая Россия» против главы республики. Скорее, ситуацию следует рассматривать как недоразумение, тем не менее, ощутимо ударившее и по имиджу Владимира Чепкасова, и по его взаимоотношениям с Александром Соловьевым.

Не исключено, и даже вполне вероятно, что появление в февральском номере газеты КПРФ передовицы «Соловьев боится своего народа?» можно рассматривать как месть неудачливого коммуниста, рассматривавшего пост зампредседателя постоянной комиссии в качестве стартовой площадки для попадания на проходное место в списке КПРФ на выборах в Госдуму РФ 2016 года.

 

Ответный ход

Собственно, это проходное место в списке – и есть главный предмет борьбы как внутри удмуртской ячейки КПРФ, так и за ее пределами. По информации «Д», обострение отношений внутри регионального отделения коммунистов связано с борьбой группировок – ижевской (под руководством Владимира Бодрова) и глазовской, работающей в интересах Владимира Чепкасова. Арбитром в этих спорах выступает депутат Госдумы Николай Сапожников, которому в 2016 году исполнится 67 лет, и вряд ли он сможет всерьез претендовать на очередной депутатский срок.

Главным претендентом на место Николая Сапожникова в списке КПРФ как раз и является Владимир Чепкасов, негласно, но явено поддерживаемый близким к Геннадию Зюганову Андреем Андреевым, членом ЦК КПРФ и депутатом Госдумы РФ.

По информации «Д», Геннадий Зюганов был крайне возмущен неисполнением обязательств по отношению к Владимиру Чепкасову. И одобрил начало информационной кампании удмуртских коммунистов против Главы Удмуртии. Более того, источник «Д», близкий к УРО КПРФ сообщил о том, что со своей стороны главный российский коммунист отправил на имя первого заместителя руководителя Администрации Президента РФ Вячеслава Володина некий документ.В котором ситуация с неисполнением обязательств перед УРО КПРФ была подана в крайне негативном для Александра Соловьева ключе: Администрация Главы Удмуртии всячески препятствует нормальной работе партий, тем самым расшатывая социально-политическую ситуацию в регионе.

Все признаки масштабной кампании УРО КПРФ против Главы Удмуртии действия коммунистов приобрели 24 февраля с выходом №2 газеты «Новое время Удмуртии». В нем коммунисты пожурили Александра Соловьева за низкое место в рейтинге Фонда развития гражданского общества при склонности к увеселениям (имелась в виду неудачная охота, которую запечатлели фотографы журнала «Охота и рыбалка») и отсутствии внятных шагов по исправлению социально-экономической ситуации в республике. «…год уже, как вожжи у Вас в руках, а воз и ныне там» - обратился к Главе Удмуртии некий Г.Володин, автор критического материала на последней полосе газеты.

Последние достаточно громкие публичные заявления Александра Соловьева многие наблюдатели склонны рассматривать как своеобразный ответ Главы Удмуртии на критику со стороны КПРФ. Именно в таком качестве они рассматривают популистский запрет чиновникам на полеты бизнес-классом и адресованное Правительству практически не выполнимое требование сдерживать рост цен на продовольствие.

Фото со страницы КПРФ УР в сети вконтакте

Впрочем, эти инициативы не отменяют озвученного в передовице коммунистической газеты факта: Глава Удмуртии после нескольких публичных встреч (например, с бастовавшими сотрудниками ИжГЭТ) и правда снизил активность, появляясь на публике исключительно в окружении чиновников.

«Граждане Удмуртии все чаще разочаровываются в новом руководителе республики. Его громкие заявления о кардинальных изменениях в политике республиканской власти, увы, не подтверждаются делами. Ни новой управленческой команды, ни новых людей, ни новых подходов» - считает автор передовицы февральского номера газеты «Новое время Удмуртии. И делает вывод о том, что «Главе Удмуртии и вправду есть чего бояться».

И вполне возможно, что к этим фобиям стоит добавить теперь еще одну – страх испортить отношения с влиятельными коммунистами и получить в 2016 году депутата Госдумы от КПРФ, не лояльного руководству Удмуртии.