«Деревянные» — в валюте. За что Никита Белых получил взятку от лесопромышленников?

Дмитрий Манылов

400 тысяч евро, полученные губернатором Кировской области Никитой Белых в баре на Арбате, — сумма немалая. С точки зрения Уголовного кодекса такая взятка тянет, как прокомментировал официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин, на 8–15 лет лишения свободы. По поводу того, за что владельцы АО «Нововятский лыжный комбинат» и ООО «Лесохозяйственная управляющая компания» отстегнули губернатору такую сумму, официальное следствие высказалось довольно скупо: взятка была платой за общее покровительство и попустительство по службе при осуществлении правительством Кировской области контроля над ходом реализации этими предприятиями инвестиционных проектов и ведении предпринимательской деятельности на территории Кировской области.

За спиной Никиты Белых карта области, где так много леса. Фото: kirov-portal.ruРечь идет о приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов, которые оба предприятия — фигуранта скандала со взяткой реализуют уже на протяжении многих лет. Лесохозяйственная управляющая компания работает над развитием малоэтажного домостроения и модернизацией лесоперерабатывающих производств на базе подразделений «Кировлеса». Нововятский лыжный комбинат вписался в программу поддержки лесопереработки с проектом «Модернизация существующего производства».

Лыжи не пошли

На проекте лыжного комбината остановимся подробнее. В ноябре 2009 года, вскоре после того, как Никита Белых заступил на высший пост в Кировской области, распоряжением правительства Кировской области этот инвестпроект Нововятского лыжного комбината был признан соответствующим требованиям Федерального закона «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов». Такой статус дает инициатору проекта право на получение лесосечного фонда без аукциона, кроме того, на период окупаемости ему устанавливается льготная арендная плата за лесные участки с коэффициентом 0,5.Сапожник без сапог, а Нововятский лыжный комбинат— без лыж. Фото: s12.stc.all.kpcdn.net

Естественно, что Нововятский лыжный комбинат этим правом воспользовался и получил от правительства Кировской области лесные участки с ежегодным объемом использования в количестве 684,4 тыс. кубометров в год. По плану проект был рассчитан на срок с 2009-го по 2014 год. В распоряжении правительства прописали и ежегодные объемы производства, которых требовалось достичь к 2014 году: до 130 тыс. куб. м древесно-стружечных плит, до 340,55 тыс. кв. м паркетной доски, 340 тыс. пар лыж, до 3,6 тыс. куб. м мебельного щита и до 6,6 тыс. куб. м гнутоклееных изделий.

Естественно, что нарушение сроков реализации проекта и заявленных параметров предусматривало досрочное расторжение арендного договора, но, как говорится, бумага все стерпит. Получив лесные участки, Нововятский лыжный комбинат начал их успешно осваивать, а вот с модернизацией производства, судя по сообщениям кировских СМИ, начали регулярно случаться всевозможные неприятности.

При этом режим наибольшего благоприятствования проекту был обеспечен. Правительство Кировской области вручило предприятию специальный патронажный сертификат, позволяющий получать льготы по налогу на имущество, субсидии на частичную компенсацию расходов на уплату процентов по банковским кредитам, предоставило предприятию гарантию по банковским кредитам. В 2011 году был получен кредит Росэксимбанка в сумме 7 млн долларов США.Фото: lps-dom.ru

Однако с середины 2012 года финансовое состояние предприятия резко ухудшилось, в 2013 году сменился собственник, имеющий свои виды на дальнейшее развитие бизнеса.

В СМИ проходили сообщения со ссылкой на главу департамента промышленного развития Кировской области Сергея Вандышева о том, что новый владелец заверил областные власти в том, что проект продолжат реализовывать. Однако вскоре правительству Кировской области представили новую концепцию развития предприятия, предусматривавшую уже теперь развитие складского комплекса и строительство энергоцентра. Первоначальные же направления модернизации, такие как развитие производства мебельного щита, лыж и паркета, были признаны нерентабельными и закрыты. При этом договор аренды лесных участков расторгнут не был, напротив, срок реализации проекта продлили до 2020 года. Представляете, 11 лет делать вид, что реализуешь проект, и под шумок осваивать ежегодно почти 700 тыс. куб. м расчетной лесосеки!

Затягивая сроки реализации проекта, меняя приоритеты, инвестор без аукциона за половину арендной ставки реализовывал высококачественную древесину. По оценкам экспертов, сумма дополнительно полученных таким образом доходов составила 1,5–2,5 млрд рублей.Никита Белых занимается лесовосстановлением. Фото: vyatka.ru

Похоже, что у правоохранителей много претензий и к кредитным деньгам, которые бенефициар бизнеса Альберт Ларицкий вместо того, чтобы использовать по назначению, выводил в офшоры. Венцом всего этого беспредела стал пожар, случившийся в одном из цехов Нововятского лыжного комбината в июле прошлого года. В результате в цехе обрушилась кровля, закоптились стены. Какой уж тут инвестпроект?

Система или исключение?

Мы бегло посмотрели хронологию только одного из приоритетных лесных проектов Кировской области, а, по информации с сайта областного правительства, в регионе реализовывалось восемь таких проектов. Выделенный лесной ресурс под их реализацию составил почти 2,5 млн куб. м ежегодной заготовки.Это еще не арест — инаугурация губернатора. Фото: omutninsky.ru

Кировская область обладает весьма значительными лесными ресурсами — в официальном отчете по итогам работы отрасли в 2015 году сказано, что на начало 2016 года в области в пользование для заготовки древесины были предоставлены лесные участки с установленным объемом заготовки древесины 12,9 млн куб. м.

Что касается результатов, достигнутых в области переработки леса, то в том же отчете говорится о том, что в прошлом году на 31,5% выросли объемы производства древесно-стружечных и ориентированно-стружечных плит в связи с наращиванием объемов выпуска Нововятским лыжным комбинатом. Видимо, какая-то модернизация все-таки была произведена, и теперь можно отчитаться и продолжать валить элитный лес до 2020 года.

Такие приоритетные проекты в области деревообработки реализуются по всей стране. Есть они и в Удмуртии, и мы писали о том, что новым проектам не хватает расчетной лесосеки из-за того, что все уже разобрано без конкурсов. Похоже, что проблема — общероссийская. Мы не хотим ни на кого бросать тень и выдвигать бездоказательные обвинения, но складывается впечатление, что описанная схема касается многих: заявляется проект по глубокой переработке и на эти нужды идет низкосортная древесина, высококачественный лес там и не нужен, его инициатор проекта просто сбывает.

Каким бы он ни был добросовестным, появляется заинтересованность тянуть с реализацией проекта как можно дольше, чтобы на льготных условиях продолжать «рублить» лес. Может быть, пора уже на общероссийском уровне придумать какой-то механизм, который позволял бы обеспечивать нужды переработчиков, но ограничивал их в этом побочном лесозаготовительном бизнесе, который иногда по факту превращается в основной.