Льготы для двоих. Удмуртия первой применила новые налоговые льготы, станем ли первыми в развитии?

Дмитрий Манылов

Что ни день, то новые рекорды — Минэкономики УР опубликовало на своем сайте информацию о том, что Удмуртия первой воспользовалась правом снижать ставку налога на прибыль для предприятий, реализующих региональные инвестиционные проекты, до 10%, а тем, кто работает по специальным инвестиционным контрактам с правительством РФ, — до нуля. Это право появилось у регионов после выхода в конце мая Федерального закона 144-ФЗ. Тот ли это инструмент, который поможет преодолеть проблемы с инвестициями?

Фото: пресс-служба главы и правительства УР.Актуальная версия Реестра инвестиционных проектов Удмуртской Республики содержит только два проекта, имеющих статус региональных, — это развитие третьей очереди частного промышленного парка «Индустриальный парк «Развитие» в Ижевске и проект ООО «Орион» по созданию нового деревообрабатывающего производства и техническому перевооружению существующего. Возможно, после введения дополнительных льгот число таких проектов увеличится, но в любом случае речь идет о единичных льготах, введение которых поддержит уже и без того устойчиво работающие предприятия.

Федеральная часть налога на прибыль для таких предприятий обнуляется, а республиканская устанавливается в размере 10% с момента получения первой прибыли от реализации, полученной в рамках инвестпроекта до того момента, пока сумма недоплаченного налога на прибыль не сравняется с объемом капитальных вложений.

Почему в республиканском реестре на 128 инвестиционных проектов с приоритетным статусом только два региональных? Потому что это более высокий статус и к таким проектам предъявляется целый ряд требований, главным из которых можно назвать установление минимального порога инвестиций, — проекты с вложениями ниже 50 млн рублей в рамках этого закона вообще не рассматриваются.

За неимением лучшего

Фото: kapital-rus.ruПредлагаемая мера находится в русле политики Минэкономразвития РФ, озвученной недавно Алексеем Улюкаевым. Он видит ключ к развитию в инвестициях, источником которых будет собственная прибыль предприятий. Способствовать увеличению корпоративных прибылей должна политика сдерживания издержек, прежде всего зарплаты, и такие вот налоговые льготы, поощряющие уже проведенные инвестиции.

Фактически это признание того, что ни банковский кредит, ни прямые бюджетные инвестиции источником роста не станут. Оставить без внимания этот момент было невозможно, поскольку статистика говорит сама за себя: по данным Удмуртстата за I квартал 2016 года, 79% от общего объема инвестиций в основной капитал составили собственные средства предприятий и лишь 7% — кредиты банков, 8% — средства бюджетов.

Имеющиеся инструменты государственной поддержки не решают важной проблемы — потребности в проектном финансировании. Большинству инициаторов инвестиционных проектов нужны деньги на запуск, то есть финансовые ресурсы нужны до того момента, когда вообще может идти речь о появлении какой-то прибыли. Источников таких денег сегодня практически нет, а основное налоговое бремя предприятий сформировано налогами и платежами с фонда заработной платы. Здесь государство не предлагает ничего. В медийном пространстве об этом почти не говорится, хотя на стартовом этапе бизнесы задыхаются именно от необходимости проводить ежемесячные платежи по НДФЛ и в социальные фонды.Фото: proocenka.ru

В одном из недавних интервью генеральный директор «КОМОС ГРУПП» Андрей Шутов высказался по поводу приоритетности роста зарплат в экономике Удмуртии и отметил необходимость направить усилия на то, чтобы поступления по НДФЛ превысили в республиканском бюджете долю налога на прибыль. Кстати, он упомянул и то, что НДФЛ никак не льготируется. Акцент на НДФЛ диссонирует с концепцией, высказанной Алексеем Улюкаевым, но такая позиция понятна большинству регионов, бюджеты которых критически зависят от уровня официальных доходов населения на их территориях.

После того как на уровне российского правительства была озвучена идея сдерживания роста зарплат чиновникам, на «зарплатных» комиссиях сложно будет убеждать работодателей поднимать уровень оплаты труда в своих организациях. Тем более что, по словам депутата Госдумы РФ Ольги Баталиной, обнародованным РБК, нынешнее повышение минимального размера оплаты труда, так и не дотянувшее до величины прожиточного минимума, коснется около 1 миллиона работников, из которых 87% — это сотрудники государственных учреждений. Государство подает бизнесу красноречивый пример пренебрежения элементарными правами персонала, и начинать в борьбе с этой практикой нужно с государства как крупнейшего работодателя.

Льготы — по формуле

На одном из расширенных совещаний Рострудинспекции по УР. Фото: iumucall.ucoz.ruИнструментарий стимулирования экономического развития ограничен, поэтому для того, чтобы эффективно использовать имеющиеся возможности, было бы интересно организовать прозрачную и понятную систему предоставления господдержки. Администрация Ижевска в недавнем отчете Городской думе по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства попыталась дать оценку эффективности субсидирования бизнеса, представив депутатам данные о сумме налогов, уплаченных получателями субсидий, и о количестве сохраненных рабочих мест, причем по данным самих получателей. Это, конечно, совершенно неинформативно.

Фото: 5an.ruДля того чтобы построить понятную систему выбора претендентов на субсидирование и получение налоговых льгот, можно было бы воспользоваться опытом некоторых коммерческих банков, которые рассчитывают по своим постоянным клиентам интегральный показатель совокупной выгоды банка от сотрудничества с клиентом. Там учитывается величина среднедневных остатков на счетах, наличие «зарплатного проекта», величина операционных комиссий, уплачиваемых банку, объем депозитов. Исходя из величины этой выгоды, банк принимает решение, например, о возможности индивидуального снижения процентной ставки по кредиту.

Вернувшись с Петербургского экономического форума, глава делегации Удмуртии премьер правительства республики Виктор Савельев поделился с журналистами своей удовлетворенностью итогами форума, особенно результатами традиционного представления Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ... Читать далее...В бюджетной сфере можно было бы придумать что-то подобное — посчитать совокупные платежи организации в бюджет. Сейчас это делается, но несистемно. Чтобы уравнять шансы малых предприятий и «китов» бизнеса, можно было бы, скажем, сравнивать уровень налоговых поступлений от предприятия, приведенный к единице их выручки. Тогда мы как раз увидим, какую часть заработанных денег претендент на получение господдержки отдает бюджету. Можно было бы учесть и уровень кооперации предприятия с другими республиканскими налогоплательщиками, поскольку, размещая заказы внутри региона, он также способствует бюджетной наполняемости.

Такой подход был бы вполне справедлив — чем большую долю от своих доходов предприятие отдает бюджету, тем большее право на бюджетную поддержку оно имеет. Только, конечно, это применимо к прибыльным и стабильно работающим предприятиям, поскольку нет никакого смысла субсидировать тех, кто платит кучу налогов и при этом работает неэффективно. Словом, дело сложное, но пока чиновники не станут руководствоваться не буквой, а духом законодательства, пользы от всей этой кипучей деятельности будет мало.