Пора вернуть ул. Азина историческое название, а именем Калашникова назвать красивую улицу в Ижевске

Вадим ГЛУХОВ

 

Один знакомый полковник МВД из Москвы меня как-то убеждал, что любого человека несложно заставить на белое говорить черное и наоборот. Я с ним был не согласен. Он не стал со мной спорить, а тему разговора быстро свернул. Но эта его убежденность засела в подсознании и не давала мне покоя. Ну, не может же умнейший дядька молоть такую чепуху! Черное – это белое. Бред какой-то.

Детство я провел в районе железнодорожного вокзала г. Ижевска. Прямо перед зданием вокзала стоял памятник герою гражданской войны Владимиру  Азину. Судя по памятнику, Азин был стройного телосложения, с тонкими чертами лица, имел усики. На голове - лихая папаха, на плечах – бурка, сабля - на боку. Складывалось впечатление, что это наш земляк, возможно, по национальности татарин или башкир.  Разумеется, главная улица в Ленинском районе Ижевска носит имя Азина, называвшаяся когда-то «Казанский тракт». Почему-то в школе нам не давали подробную информацию о биографии героя, его походах и подвигах. Герой гражданской войны, освободитель Ижевска – и все!

В конце 90-х годов памятник снесли. Я был искренне огорчен. Героя-освободителя, без обсуждения с народом и дискуссий с прогрессивной общественностью. Раз - и нет памятника. Впрочем, горожан этот факт особо не взволновал.

Я же заинтересовался биографией нашего героя и был слегка обескуражен. Владимира Азина никогда не существовало! А существовал Вольдемар Азиньш, который родился 26 сентября 1895 году в Белоруссии. По национальности - латыш.  До первой мировой войны работал счетоводом на фабрике в Риге. Также есть версия, что человек, представлявшийся Азиным, был царским офицером казачьих войск.

Во время революции почти все наши вожди сменили фамилии, чтобы, наверное, не возбуждать народные массы своим не совсем русским происхождением. Видимо и наш герой подправил и  фамилию, и  биографию.

Судя по официальной биографии, в январе 1918 года в возрасте 22-х лет он был назначен командиром латышского коммунистического отряда. Затем в Вятке, по официальным сведениям, формировал отряды Красной гвардии, а по другим сведениям - отнимал у крестьян хлеб. После взятия Красной Армией Казани, Азин был назначен командиром 2-й сводной дивизии, которая потом преобразована в 28 стрелковую дивизию. Данная дивизия в основном состояла из красных латышских стрелков, были отдельные роты китайцев, венгров и чехов.

Что представляли собой красные латышские стрелки? После революции Ленин и Троцкий  откровенно боялись коренных народов России. и Они доверяли интернациональным латышским и китайским формированиям, т.к. это фактически иностранцы-наемники. В случае проигрыша дела революции их будут рвать на мелкие куски. Соответственно латышские стрелки для большевиков были самыми преданными частями.  В последствии, одним из организаторов сталинских репрессий и первым начальником  ГУЛАГа стал латышский стрелок Теодорис Эйхманс. Ну и после гражданской войны все латышские стрелки получили очень высокие назначения в НКВД и Красной Армии.

Но вернусь к личности героя моего рассказа. В штабе армии его так характеризовали: ««У т. Азина не было пощады, очень редкий офицер оставался живым, в большинстве случаев расстреливались самим Азиным. Факт не отрицаемый, что т. Азин работает посредством кокаина». Еще из увлечений. Азин любил из нагана пострелять пленных в затылок без суда и следствия.

О гибели героя Гражданской войны известно, что  Азин напоролся на казаков. Отстреливаясь и уходя от них, попал в плен, где был замучен и по приказу Деникина повешен в станице Тихорецкая (интересно, а как они узнали подробности). Могилу Азина почему-то в этой станице не обнаружили, а иначе в советское время там выстроили бы такой пантеон!

Из воспоминаний белых офицеров можно составить другую версию гибели Азина. Передовые части 28-й дивизии перешли в наступление, были разбиты. Азин, попытавшийся бежать, увяз в высоком снегу и был взят в плен. Страшась расстрела, Азин выдал местонахождение обоза дивизии, который был успешно захвачен белыми. В последствии был отправлен в штаб Донской армии. В районе Новороссийска попытался бежать, но был застрелен охраной штаба. Словом, человек, выдававший себя за Азина, был авантюристом, наркоманом и садистом, волной революционного лихолетья вынесенного на верх.

Ну и самое главное. Азин освободил Ижевск. А от кого? Ижевск-то в глубоком тылу, в центре страны: ни немцы, ни американцы его никогда не захватывали.

В августе 1918 года восстали Ижевские и Воткинские рабочие с лозунгом за Советскую власть без большевиков и военного коммунизма. Вот надежные части Красной Армии и пошли проводить карательную операцию. Больше месяца она штурмовала восставших, у которых не было ни артиллерии, ни пулеметов, попутно сжигая дотла удмуртские деревни и расстреливая поголовно всех мужчин. Последний бой ижевцев представлял собой потрясающее зрелище. Оставшись без боеприпасов, защитники города  под музыку и колокольный звон, со знаменами и крестами пошли на пулеметы. И так атаковали, пока не наступила ночь. Красные командиры были поражены безумству храбрых. Они эту атаку назвали «психической». А это был акт отчаяния и невиданного мужества ижевцев. Ввиду бессмысленности дальнейшего сопротивления рабочие организованно, с семьями, отступили в Воткинск, а оттуда через Каму ушли на соединении с армией Колчака. На следующий день «освободители» начали расстрелы интеллигенции, в госпиталях добивали раненых офицеров и рабочих.

Я видел фотографии бойцов дивизии Азина. Похабный внешний вид, одно слово разбойники и отребье. Фотографии восставших ижевцев поразили тем, что  демонстрировали людей, опрятно одетых, с одухотворёнными лицами.

Такого «освобождения» врагу не пожелаешь. Но ведь мы как загипнотизированные друг друга уверяем и сами искренне верим, что нас именно «освободили» залетные латыши, китайцы и чехи. Да, действительно освободили. Но только от памяти, совести, чести и здравомыслия. Есть у нас в Удмуртии поселок Азино, тоже, наверное, в его честь назвали. Там тюрьма строгого режима. Очень символично.

К гениям ХХ века мирового масштаба было отнесено всего лишь около десятка человек. В их числе есть и Михаил Тимофеевич Калашников. Что он сделал для Родины и для Ижевска, я думаю напоминать не надо. В Ижевске в его честь назвали улицу. Звучит красиво - проспект Калашникова. На деле он представляет собой  узкую необустроенную дорогу длинной 300-400 метров, проходящую мимо одноименной заправки, производственного здания, забора и заброшенного пустыря.

Вот так мы оцениваем гениев и кровавых проходимцев. Может быть, уже хватит называть черное белым, а белое -  черным.  Пора Казанский тракт назвать Казанским трактом. А именем Калашникова назвать какую-нибудь широкую и красивую улицу в центре Ижевска.