Пермский период. Внутренние интриги кандидатов «Единой России» подружат истеблишмент Ижевска и Перми

Сергей Щукин

Культовый для пермяков арт-объект «Счастье не за горами».«Партия власти» ставит эксперимент. Впервые избиратели Удмуртии будут голосовать за пермских «единороссов». Критики возмущаются: где же наши?! Видимо, просто забыли — наших там не было. Пять лет назад на выборах в Госдуму удмуртский список «ЕдРа» возглавлял непопулярный, но «наш» президент УР Волков, а в Думу попал уроженец Грозного.  

Бывший президент УР Александр Волков. Фото: «ДЕНЬ.org»Каким образом в нулевые годы бывший теперь президент Удмуртии Александр Волков отдал (продал) четверть добычи нефти в республике Михаилу Гуцериеву — партнёру отца Бекхана Агаева, политизированные избиратели если и не знали, то явно догадывались. Но с чего вдруг отжали депутатский мандат у президента «Удмурт Кенеш», чтобы отдать его представителю дружественного, но очень далекого от Удмуртии чеченского народа, — этого не понял тогда никто.

Клин клином вышибают

Александр Василенко. Фото: ru.wikipedia Сегодня всё по-честному. Никаких «паровозов», никаких «матрёшек». В Думу от объединённой пермско-удмуртской группы «Единой России» должен пройти стоящий в списке первым глава Перми Игорь Сапко, следующий — вице-спикер Госдумы москвич Андрей Исаев. Ну и если повезёт, то 67-летний депутат Госдумы Александр Василенко, бывший начальник департамента общественных связей ОАО «ЛУКОЙЛ», писавший книжки в соавторстве с президентом этой компании Вагитом Алекперовым.

Кандидаты с «удмуртской пропиской» начинаются в региональном списке с непроходного пятого места. Думаю, что если этим фактом кто-то расстроен, то, очевидно, только сам кандидат № 5 — руководитель администрации главы и правительства УР Андрей Гальцин. Его в республиканском истеблишменте откровенно недолюбливают если не все, то очень многие.

Лидер пермско-удмуртского списка «Единой России» Игорь Сапко. Фото: newskoПроходную часть пермско-удмуртского списка «Единой России», похоже, только утверждали на съезде партии. Формировали список, надо полагать, совсем в другом месте — в штаб-квартире «ЛУКОЙЛа». Компания широко присутствует в Пермском крае и имеет свои интересы в Удмуртии. Против такой силы шансы ставленника НК «Русснефть» (второй по объемам добычи нефти в республике) Бекхана Агаева просто оказались неравными. Так же как и возможности аппарата «ЕдРа», чей представитель Андрей Исаев не смог стать первым, уступив лидерство в списке пермскому градоначальнику.

И. о. губернатора Пермской области Олег Чиркунов даёт интервью газете «День», 2004 год. Фото: dayudm.ruПермский рай

Двенадцать лет назад, на волне тенденции объединения регионов, редакция ижевской газеты «День» решила пофантазировать над тем, что будет, если слить в один субъект РФ Удмуртию, Пермскую и Кировскую области. Фантазия удалась. Нашу статью «Без маленькой Удмуртии моей» растащили на цитаты несколько региональных агентств, при этом поменяв предположительный смысл на реальные планы. Нам публично оппонировал президент УР Александр Волков и не соглашался пермский губернатор Олег Чиркунов. Старейшая пермская газета «Звезда» ответила гневной отповедью. А кировский «Вятский наблюдатель» назвал «проектом удмуртских аналитиков». В общем, стало абсолютно очевидно, что, во-первых, угроза объединения регионов воспринимается как реальная. Во-вторых, региональные элиты не хотят ни с кем объединяться и будут сопротивляться интеграционным процессам.

С тех пор произошло множество значимых событий в жизни всех объединённых нашей фантазией регионов. Пермский бизнес работает в Удмуртии, удмуртский — инвестирует в Пермском крае. Пограничный пермский город Чайковский стал родиной для множества удмуртских юридических лиц. Интеграция происходит, но не выходит за рамки деловых отношений. В Перми свой политический цикл, в Удмуртии — свой. Теперь этой независимости, похоже, приходит конец. Пермскому и удмуртскому истеблишменту придётся знакомиться и, возможно, почти открыто участвовать в политической жизни друг друга.

В разгар выборов в Госдуму шестого созыва, ноябрь 2011 года. Фото: архив газеты «День»Померяемся «ЕдРом»

Считается, что на выборах в Госдуму Удмуртия должна помочь пермским кандидатам-«единороссам» голосами за «партию власти». В реальности поддержка может оказаться не такой уж существенной. Формально по итогам выборов в Госдуму в 2011 году «Единая Россия» получила в Пермском крае 36,3%, в Удмуртии — 45%. Однако из-за того, что в Пермском крае — 2,1 млн избирателей, а в Удмуртии только 1,2 миллиона, в абсолютных цифрах удмуртских голосов, отданных  в поддержку «ЕдРа», было реально меньше, чем пермских. В Пермском крае за «Единую Россию» 2 декабря 2011 года проголосовало 369,9 тыс. избирателей, в Удмуртии — 311,7 тысячи. При этом на избирательные участки пришло 48% пермяков, в Удмуртии — 56,5%.  

Представление о том, что избиратели в Пермском крае более либеральные, чем в Удмуртии, скорее всего, миф. В 2011 году в выборах участвовало семь политических партий. Из них две — «Яблоко» и «Правое дело» — выступали с более либеральной повесткой. Совокупный результат обеих партий в Удмуртии и Перми различается всего на 1,5%. Похожая ситуация и по другим партиям. Результаты ЛДПР в обоих регионах на уровне 17%, у КПРФ в Пермском крае было 21%, в Удмуртии — 19,6%. Похожий совокупный результат в срезе двух регионов был у «Справедливой России» и «Патриотов России» — в среднем 17%, с той лишь разницей, что в Перми у «Патриотов» — 1%, а в Удмуртии — 5%.

Единственное, что отличает сегодня политическую жизнь в Перми и Ижевске, — в Пермском крае внутренняя ситуация очень пёстрая и напряжённая. Здесь одни «единороссы» могут вести латентную борьбу против других «единороссов». В Удмуртии таких внутренних проблем в «партии власти» пока нет.

Губернатор Пермского края Виктор Басаргин. Фото: peoples.ruПротив кого дружим?

Дефицит единства в пермской элите может толкнуть отдельных её представителей на то, чтобы начать искать поддержку в удмуртском истеблишменте. И здесь формат выборов в Госдуму идеально подходит для наработки подобной политической практики и новых союзов.

В будущем году наработанные отношения могут пригодиться всем, кто будет заинтересован в исходе выборов губернатора Пермского края. Срок полномочий Виктора Басаргина заканчивается, а его непопулярность в среде пермской элиты заранее пробуждает амбиции у ряда участников пермской политической жизни. Возможно, это уже не только их внутреннее дело.