Трудный путь на «Золотую маску»: театры Ижевска и Глазова едут на театральный фестиваль за свой счет

Анна ВАРДУГИНА

В марте на московских сценах сыграют свои спектакли ижевский театр Les Partisans и глазовский «Парафраз» (13 и 19 марта соответственно). Показы пройдут в рамках внеконкурсной программы «Маска плюс» крупнейшего театрального фестиваля России «Золотая маска». Несмотря на то, что это первый подобный успех театров из Удмуртии, никакой официальной поддержки они не получили и вынуждены ехать на фестиваль за свой счет.

Прорыв

Попасть в программу «Золотой маски» (не только в конкурсную, но и в дополнительную) – без преувеличения, мечта любого театрального коллектива страны. Провинциального еще более, чем столичного. Строка в портфолио театра «участник «Золотой маски» сродни званию: повышает зрительский кредит доверия (на самом высоком профессиональном уровне подтвердили, что театр – современный, умный и талантливый) и помогает более уверенно разговаривать с чиновниками разных уровней (диплом участника «Золотой маски» становится для театра чем-то вроде охранной грамоты, предупреждением для министерств и комитетов по культуре, что за судьбой этого коллектива теперь пристально следит театральное сообщество, и обижать его не следует). С точки зрения чистого творчества участие в «Золотой маске» также безусловная победа: конкурсный отбор на главный театральный фестиваль страны предельно жесткий и конкурентный (эксперты фестиваля отсматривают спектакли сотен театров России). И уж если спектакль попал в программу московских показов, значит, оценен как одно из самых интересных, изобретательных и важных театральных высказываний сезона.

Драма "Колбаса/Фрагменты"

Театры из Удмуртии до сих пор на «Золотую маску» не попадали. А в этом году во внеконкурсную программу «Маска плюс» отобраны сразу два спектакля театров, работающих в республике: трагикомедия «Дуры мы, дуры» глазовского муниципального театра «Парафраз» и драма «Колбаса/Фрагменты» ижевского независимого театра Les Partisans. Одним махом на московскую сцену «прорвались» не только театры из Удмуртии, но и сам дух здешней жизни: оба спектакля в значительной степени документальны, в них привычные для нашего региона герои разговаривают с местным говором и обсуждают проблемы, которые существуют в Удмуртии здесь и сейчас («Колбаса/Фрагменты» рисует картину удмуртской свадьбы, а в спектакле «Парафраза» использованы реальные истории глазовчанок).

Материальный вопрос

Однако сама поездка на «Золотую маску» стала для театров не только признанием их профессионального класса и умения слышать голос времени, но и испытанием – эмоциональным и материальным. «Парафраз» - камерный театр, спектакли здесь играют в зале на 60 мест, а костюмы и декорации к очередной премьере из-за постоянного дефицита финансирования выкраивают из костюмов и декораций спектаклей прошлых лет. У ижевчан Les Partisans государственного финансирования и вовсе нет: это в лучшем смысле слова любительская труппа, и на свои спектакли «партизане» не продают билеты, предлагая положить в конце вечера в специальную коробку «сколько не жалко».

Спектакль "Дуры мы, дуры"

Получив официальные приглашения сыграть свои спектакли в Москве в рамках внеконкурсной программы «Маска плюс», оба театра обратились за материальной помощью в администрации городов и в министерство культуры УР. Денег просили исключительно на билеты на поезд от дома до Москвы и обратно – самые дешевые, плацкартные. И везде получили отказ. Отговорка чиновников стандартна: нет денег. «Парафразу» для поездки нужно 100 тысяч рублей, «Партизанам» - около 90 тысяч. «В бюджете министерства культуры не предусмотрена статья расходов, касающаяся поездок на фестивали даже для государственных театров, а Les Partisans - не государственный театр. В идеале театру следовало бы самому искать деньги и привлекать спонсоров», - комментирует ситуацию начальник отдела искусств и образования министерства культуры и туризма Удмуртии Елена Телицына.

Между тем, все билеты на московские спектакли театров уже проданы. «Парафраз» здесь и вовсе установил рекорд: билеты на «Дуры мы, дуры» закончились уже в первый день продаж, а в соцсетях главного режиссера театра Дамира Салимзянова до сих пор просят помочь попасть на спектакль «хоть стоя у стенки, хоть сидя на полу, как угодно».

В результате, чтобы не сорвать показы и не подвести «Золотую маску», оба театра купили билеты на собственные деньги. Дамир Салимзянов объясняет расклад: «Билеты покупали на кровно заработанные. Поскольку у нашего театра нет статьи «постановочные расходы», спектакли мы ставим на те деньги, которые зарабатываем сами. Получается, что купив билеты на «Маску», мы оторвали деньги из тех, на которые могли бы построить декорации, сшить костюмы к следующему спектаклю». По словам главного режиссера театра Les Partisans Павла Зорина, у них ситуация еще сложнее: «Мы не зарабатываем спектаклями. Все, что оказывается в нашей заветной коробочке после показов (очень скромные деньги, приходится признать), мы тут же вкладываем в костюмы, создание декораций и мультимедиа к следующему спектаклю. Поэтому билеты нам прошлось покупать на личные деньги – и это притом, что среди наших актеров есть студенты, молодые родители и люди с невысоким уровнем доходов».

Контролю – да, поддержке – нет

Казалось бы, ситуация разрешилась благополучно: оба театра попадают на «Золотую маску», оказываются в центре внимания театральной общественности. Их спектакли в дальнейшем с особым вниманием будут отсматриваться экспертами той же «Золотой маски» и других театральных фестивалей. Удмуртия в одночасье заняла заметное место на театральной карте России (хотя, необходимо отметить, что благодаря тем же «Партизанам» и «Парафразу» наша республика известна в профессиональных кругах уже довольно давно).

Драма "Колбаса/Фрагменты"

Но почувствовать умиротворение и облегчение не получается. Очевидно, что и на следующие свои фестивали наши театры будут так же мучительно, с нервотрепкой и унижениями, выбивать деньги «хотя бы на билеты в плацкарт». И снова проиграют. «На эту «Маску» мы, конечно же, как и всегда, попытались попросить денег в нашей городской администрации. Без особого расчёта на успех. Скорее для того, чтобы самое событие такого масштаба не прошло для наших чиновников незамеченным. Мы почти каждый год ездим на всероссийские фестивали, и каждый раз просим помощи. За все годы деньги на поездку в администрации Глазова нам дали один раз. Требовалось шестьдесят тысяч, дали тридцать. А в республиканском министерстве культуры нас уже столько раз отфутболивали с тем, что мы не республиканский и не федеральный театр, а муниципальный, и что на нас там денег нет, что мы и дергаться не стали», - говорит главреж «Парафраза» Дамир Салимзянов.

Между тем, мотивируя отказ в финансовой поддержке «Парафраза» тем, что театр не имеет статуса республиканского театра, минкульт так же требует от глазовчан выполнения нормативов по количеству сыгранных спектаклей, как и от своих подведомственных театров. Несколько лет назад «Парафразу» удалось снизить эту квоту, а иначе быть бы театру в беде: коллективы, не выполняющие эти нормативы, первыми становятся жертвами так называемых «оптимизаций». «Парафразу» же нельзя терять ни одного человека: в этом маленьком театре даже функции монтировщиков, гримеров и уборщиков выполняют сами артисты. Совсем недавно пришлось спасать от сокращения бутафора и реквизитора. «Нас регулярно контролируют – сколько сыграли, сколько было зрителей, почему так мало? Это при том, что у нас постоянно аншлаги. С заработанных денег мы перечисляем проценты в наш отдел культуры на «общие нужды» - а поддержки ноль. Только что закончилась четырехмесячная (!) эпопея с попытками убедить официальную комиссию, что в дни, когда наши актеры занимались сбором документального материала для спектакля с элементами вербатима, они действительно работали, а не прогуливали. Если бы мы проиграли, театр можно было бы уличить в нецелевом использовании средств и сократить нам финансирование. Так что… контроль – да, поддержка - нет. Вот и весь принцип наших отношений с местным отделом культуры и республиканским министерством», - резюмирует Салимзянов. Недавно «Парафраз» начал работать над инсценировкой романа Франца Кафки «Процесс» - произведения, обнажающего весь абсурд бюрократической машины. Кажется, это будет самый выстраданный, реалистичный спектакль глазовчан.

Что уж говорить о «Партизанах», которые в городской и республиканский бюджет в силу своего «самодеятельного» статуса не перечисляют ни копейки и не могут наверняка рассчитывать хоть на какую-то поддержку. В Администрации Ижевска им предложили… 5 тысяч рублей на весь коллектив, хотя этих денег едва хватит на билеты для одного человека.

Сиюминутная победа

В эти дни к попыткам компенсировать затраты «партизан» на билеты активно подключилась генеральный директор «Золотой маски» Мария Ревякина. Она ежедневно связывается со Светланой Смирновой – постоянным представителем Главы Удмуртской Республики при Президенте России, куратором программу «Год Удмуртии в Москве» – в надежде «выбить» для коллектива необходимые средства. Вопрос должен решиться уже на этой неделе (в пятницу актеры уезжают в Москву), и, возможно, решение даже будет положительным.

Но это будет сиюминутная победа, которая не гарантирует местным театрам дальнейшей поддержки в их поездах на крупные и престижные фестивали. Именно такие поездки формируют имидж региона, и все же каждый раз в министерстве, работающем по утверждаемому на год вперед бюджету, новости о признании наших коллективов на всероссийском уровне будут восприниматься как неожиданный и неприятный сюрприз.