Свадебные генералы. Для чего Ижевску нужен Инвестиционный совет?

Дмитрий Манылов

В последние месяцы несколько раз доводилось бывать на заседаниях Инвестиционного совета Ижевска – и каждый раз впечатление такое, что это шоу презентаций в стиле Нью-Васюки. На последнем заседании, где в том числе обсуждался вопрос обустройства пляжа, о котором мы писали, выяснилось, что такие мысли возникают не только у меня, но и у самих членов совета.

Фото: информационно-аналитическое управление администрации Ижевска«Понятно, что лучше платно и чисто, чем бесплатно и грязно, – вопрос в детализации и качестве проработки», – заметил председатель постоянной комиссии Ижевской городской думы по вопросам развития территории, градостроительства, землеустройства и экологии Дмитрий Данилов.

По окончании заседания во время пресс-подхода я напомнил главе Ижевска Юрию Тюрину замечание Дмитрия Данилова и спросил о его мнении по этому поводу.

«Он совершенно правильный вопрос поднял, но любому инвестиционному или концессионному проекту нужен старт, и он должен, на мой взгляд, даваться публично в присутствии специалистов, представителей общественности и депутатов, чтобы сразу все вектора, все критерии были выставлены, чтобы наша соответствующая служба наработала предложения для второго предъявления, — ответил Юрий Тюрин. — Я считаю, что Инвестиционный совет у нас открыт для всех, это площадка для любых предложений, даже самых фантастических. На первом этапе принимается решение, приемлема ли идея для города в принципе или категорически неприемлема».Фото: информационно-аналитическое управление администрации Ижевска

Заочную дискуссию удалось продолжить, пообщавшись в кулуарах и с Дмитрием Даниловым. Он согласен с Юрием Тюриным в том, что, может быть, есть смысл выносить проекты на Инвестсовет несколько раз, но это должно быть строго регламентировано. «Сегодня, опять же, непонятно по некоторым проектам — однажды рассмотрев, вернемся ли мы к ним на Инвестсовете? — пояснил Данилов. — Город накапливает опыт, нужно честно сказать, что Ижевск практически не работал с инвесторами, инвесторы были внутренние, многих из них мы знаем. Сейчас мы пытаемся работать с более широким кругом. Наверное, то, что сейчас происходит, можно назвать накоплением опыта, но все равно все должно закончиться именно регламентацией этих работ, всем участникам процесса будет понятно, что и на какой стадии мы должны делать».

Кто ответственный?

Фото: информационно-аналитическое управление администрации ИжевскаФормально регламент работы Инвестиционного совета Ижевска существует, но это лишь небольшой раздел положения об Инвестиционном совете Ижевска, принятом в конце 2011 года. Все его пункты можно уместить на одном листе, и касаются они в основном расчета кворума, порядка голосования и ведения протокола. По поводу подготовки заседаний там сказано только, что ее осуществляет Управление экономики и развития города, и прописано обязательное условие участия инициаторов инвестиционного проекта.

Это условие, видимо, посчитали основным — его соблюдают неукоснительно, но в администрации Ижевска почему-то решили оставить этого инициатора с членами совета практически один на один. Специалисты экономического управления присутствуют на совещаниях, но никакой ответственности за содержание презентаций не несут. Почему бы не использовать, например, опыт заседаний кредитного комитета в коммерческих банках. Там инициаторы проектов или представители заемщиков тоже могут приглашаться на заседания, но лишь в исключительных случаях, когда имеет смысл получить от них какие-то личные заверения.

Существо же вопроса докладывает специалист банка, который предварительно в «печенки залез» этому проекту и должен быть готов ответить на любой вопрос членов комитета. В конце концов, с него и спросить можно — он несет ответственность перед комитетом за достоверность всех озвученных параметров сделки.Скоро в этом кабинете соберется кредитный комитет банка, и это будет мало походить на то, как заседает Инвестсовет Ижевска. Фото: credits.ru

Может быть, концепция, высказанная Юрием Тюриным, и имеет веские основания, но при отсутствии минимальных требований к первой презентации эффект от того, что ее выслушал совет, минимален. «Дьявол», как известно, в деталях, поэтому, принципиально одобрив проект, можно не разглядеть там такие «подводные камни», что это одобрение потом потеряет всякий смысл.

Разведка боем

«Приятно с вами работать — вы имеете коммерческую подготовку, но мы уходим немного от основного вопроса», — вежливо осадил Юрий Тюрин одного из членов совета, попытавшегося было взять калькулятор и навскидку пересчитать какие-то цифры из презентации. Основной вопрос, по его мнению, это принципиальное одобрение и дальше — «разведка боем».

Тем не менее люди в Инвестиционном совете собрались действительно неслучайные, особенно те, кто попал туда из числа депутатов. С одной стороны, это специалисты, многие из которых руководят собственным бизнесом. Имея хоть сколько-нибудь существенную степень детализации при представлении проектов, они могли бы указать на узкие места, где-то даже найти более эффективные решения. С другой стороны, они занятые люди, которым неинтересно просто так сидеть и смотреть красивые слайды и слушать не подкрепленные расчетами выводы.

Фото: информационно-аналитическое управление администрации ИжевскаКстати, помимо регламента, в 2011 году были утверждены и методические рекомендации по сопровождению приоритетных инвестпроектов в Ижевске. Там сказано, что первоначально инициатор проекта направляет заявку заместителю главы городской администрации по экономическому и инвестиционному развитию с приложением определенного пакета документов. Там отдельно прописано, что заявка должна содержать информацию о количестве новых рабочих мест и объема налоговых отчислений в бюджет Удмуртии. Эти две цифры как раз есть в каждой презентации, но до того, чтобы, по крайней мере, как-то защитить их перед советом, дать минимальное обоснование, дело не дошло.

В этой же методичке сказано и о том, что рассмотрению на Инвестиционном совете предшествует получение заключений по проекту от профильных отраслевых подразделений городской администрации. Почему бы не работать хотя бы по этому алгоритму? Возможно, он принимался для проектов, претендующих на бюджетные инвестиции, льготы или субсидии. К вопросам предоставления инвесторам земельных участков чиновники относятся более свободно, хотя иногда цена неправильного решения может быть гораздо выше, чем при необоснованной субсидии, например. Это не просто земля, а главный городской актив.

В заключение разговора с Дмитрием Даниловым я спросил у него, от кого должна исходить инициатива в разработке регламента, о необходимости появления которого он говорил. «Хороший вопрос, я буду думать», — ответил Дмитрий Данилов и поспешил к своему автомобилю.