Ижевскую «Метель» защитили от обвинений в оскорблении чувств верующих

Анна ВАРДУГИНА

 

Спектакль по мотивам повести Пушкина, оскорбивший религиозные чувства ижевского священника, останется в репертуаре Русского драматического театра Удмуртии.

Главный режиссер Русского драматического театра Удмуртии Петр Шерешевский 

2 марта Русский драматический театр УР получил копию обращения отца Владимира Андрианова к главе Удмуртской Республики, в котором он написал, что спектакль «Метель» глубоко оскорбил его религиозные чувства. Священник заявил, что его возмутило использование в спектакле православной символики (креста и архиерейского облачения), а также трактовка образа священника, который предстал «пьяницей и вымогателем». К тому же крест показался отцу Владимиру «гипертрофированным и уродливым». В своем письме на имя главы республики он потребовал прекратить использование православной символики в постановке, в противном случае обещал обратиться в суд и прокуратуру.

 

Эксперты будут проверять спектакли на соответствие законам

В тот же день в Русском драмтеатре эксперты при поддержке юриста составили заключение, которое подтверждает обоснованность использования в спектакле «Метель» христианской атрибутики и допустимость трактовки персонажа священника в том ключе, в каком он и выступает. Заключение экспертизы будет предоставлено священнику в качестве официального ответа.

На защиту спектакля встал и министр культуры Удмуртии Владимир Соловьев. Он заявил, что спектакль не будет снят с репертуара: «Это востребованный спектакль. Если по одному, по двум письмам сейчас мы будем снимать спектакли - извините, у нас в репертуаре ничего не останется. У нас нет такого спектакля, и нигде нет, в репертуаре ни одного театра в мире, чтобы стопроцентно всем все понравилось». Однако, чтобы избежать подобных острых ситуаций в дальнейшем, в министерстве было принято решение создать экспертный совет, который будет оценивать премьерные постановки еще до первого их показа на публику. Владимир Соловьев подчеркнул, что в экспертный совет войдут только профессионалы в области культуры и носить он будет сугубо светский характер: людей, по роду своей деятельности принадлежащих к религии, в нем не будет. В соцсетях уже предположили, что в театр таким образом возвращается советская практика худсоветов.

 

Россия – светское государство 

Между тем, скандал вокруг «Метели» вызвал в федеральных СМИ новую волну дискуссий о недопустимости вмешательства церкви в светское искусство. Внимание к Русскому драматическому театру Удмуртии в эти дни оказалось так велико, что главный режиссер театра Петр Шерешевский счел необходимым обнародовать собственное отношение к проблеме. На официальном сайте театра он опубликовал обращение, в котором подчеркнул: «Россия - светское государство. Священник – не бог. Это человек, и он может совершать любые греховные деяния. Любое художественное изображение священника, в том числе сатирическое, никак не может оскорбить религиозные чувства верующих. При изображении священника на сцене он, естественно, одет как священник. Костюм его является художественным образом, а не настоящим церковным облачением. В противном случае нужно запретить не только ставить, но и издавать и распространять половину произведений классической литературы. Например, «Сказку о попе и его работнике Балде» Пушкина, «Братьев Карамазовых» Достоевского, «Овод» Э.Л.Войнич, «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Ильфа и Петрова… Перечень можно продолжать бесконечно». Спектакль «Метель», поставленный по мотивам повести А.С. Пушкина в инсценировке В. Сигарева, ни в коей мере не нарушает права на свободу совести и вероисповеданий, не оскорбляет религиозных чувств верующих».

Олег Табаков призывает остановить травлю режиссеров 

В Новосибирске в эти дни продолжается суд над уроженцем Ижевска режиссером Тимофеем Кулябиным, которого обвиняют в оскорблении чувств верующих неуместным использованием христианских образов в поставленной им опере Вагнера «Тангейзер». По этому поводу художественный руководитель МХТ им. Чехова Олег Табаков сделал заявление, которое прекрасно соотносится и с ситуацией вокруг ижевской «Метели»: «Сам факт возбуждения уголовного дела по поводу художественного произведения, каким бы спорным и неоднозначным оно ни было, не может не вызвать тревогу. У Льва Толстого был прекрасный термин: «энергия заблуждения». Художник имеет право на заблуждение. В нем - этом заблуждении - поиски смыслов, проявления борений духа, в нем энергия жизни. Нельзя бить искусство по рукам. Нельзя грозить уголовными статьями за спектакли, книги, картины, музыку. Отсюда один шаг до сжигания книг на кострах. Свобода творчества - такая же абсолютная ценность, как и свобода вероисповедания. Цензура в любом проявлении - государственном или церковном – опасна. Задача общества и церкви, как мне представляется, - не преследовать любого, кто, по мнению этого общества или его особо ранимых представителей, нарушил в своем произведении нормы морали, задел чувства, - но вести диалог, дискуссию, убеждать, спорить, совестить, в конце концов. Я призываю остановить травлю режиссера и театра. 

Давайте говорить, а не размахивать уголовным кодексом. Давайте спорить, а не судить. Давайте помнить, что в начале было слово, а не кулак».

P.S. Спектакль «Метель» отмечает годовщину со дня премьеры: впервые он был показан 5 марта 2014 года. Ближайший показ состоится 21 марта, и, судя по вызванному скандалом интересу, в зале будет аншлаг.