ФАС возбудила дело из-за одинаковых цен на iPhone 6s в разных российских торговых сетях

Михаил Красильников

 

Федеральная антимонопольная служба России возбудила дело в отношении Apple и связанных с ней компаний из-за одинаковых цен в целом ряде торговых сетей. Дело связано с ценами на смартфоны iPhone у российских реселлеров, пишет РБК.

Фото: 6snews.comКак уточнила ФАС, ранее в антимонопольное ведомство поступило обращение от гражданина, в котором указывалось, что 16 реселлеров установили одинаковые цены на Apple iPhone 6s и iPhone 6s Plus, появившиеся на российском рынке в октябре минувшего года. Среди таких реселлеров в обращении были названы МТС, «Билайн», Re: Store, «Связной», «Мегафон», «Евросеть», «Ситилинк», «М.Видео», «Эльдорадо», OZON, «Юлмарт», Media Markt, «Холодильник.ру», DNS, ИОН (Ноу-Хау) и «Техносила».

Итоги расследования показали, что ​с начала официальных продаж iPhone 6s и iPhone 6s Plus в России большинство реселлеров установили на эти смартфоны одинаковые цены и удерживали их в течение определенного времени, отмечается в сообщении. Кроме того, ведомство обнаружило совпадение цен и на другие модели смартфонов Apple, сообщила ФАС.

«ФАС России полагает, что такие совпадения могут являться результатом координации ценообразования российских реселлеров группой компаний Apple, которая привела к установлению цен на российском рынке и принятию т. н. „рекомендованных“ цен в качестве обязательных», — сказано в сообщении ФАС.

Дело возбуждено по части 5 статьи 11 Закона о защите конкуренции, которая запрещает физическим лицам, коммерческим и некоммерческим организациям осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к установлению или поддержанию цен.

Подозрения ФАС в ценовом сговоре при продаже iPhone 6S в России появились еще в начале 2016 года. Тогда представители антимонопольной службы говорили, что ФАС проверяет 16 сетей, в числе которых «Евросеть», «Связной», «Эльдорадо», «Техносила». Ведомство запросило информацию о закупочных ценах у поставщиков, об учете стоимости транспортировки в регионы при формировании цены на продукт, а также о дополнительных условиях по перепродаже смартфонов, в том числе об объеме их реализации. Тогда же отмечалось, что представители ФАС считают, что ретейлеры при установлении цен действовали несамостоятельно.

Как ранее сообщал заместитель начальника управления ФАС по борьбе с картелями Андрей Филимонов, в случае, если ценовой сговор будет доказан, продавцы могут быть оштрафованы на сумму в размере 1–15% от всего объема продаж iPhone 6S и iPhone 6S Plus в 2015 году.​

ФАС не в первый раз проверяет работу ретейлеров в связи с ценниками на продукцию Apple. К примеру, в 2011 году ведомство изучало деятельность розничных сетей операторов связи МТС и «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»): тогда представители ФАС заподозрили компании в ценовом сговоре при продаже смартфона iPhone 4. По итогам проверки обе сети были оштрафованы на 16 млн и 18 млн руб. соответственно.