Грузовикам предлагают взлетать. Возить грузы по Удмуртии становится слишком дорого

Дмитрий Манылов

Немало косточек перемыто системе «Платон», администрирующей плату с большегрузов за проезд по федеральным трассам. Про региональные дороги пишут меньше, но это не значит, что там меньше проблем. Среди водителей, работающих на сельских дорогах Удмуртии, ходит немало баек про игру в кошки-мышки с передвижными постами весового контроля.

Фото: Peregruz-gruzovogo-avtomobilya3Перевозчикам примерно известно, где можно наткнуться на пост, но узнать заранее, появится или не появится в какой-то конкретный день в определенном месте эта «засада», нельзя, поэтому перевозчики отправляют разведывательные дозоры, объезжают посты по лесным дорогам и так далее. Патрули ГИБДД, работающие вместе с техническими сотрудниками казенного учреждения УР «Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики», кружат вокруг постов, чтобы обнаружить тех, кто пытается объехать пункт весового контроля.

Проблема в том, что работать без перевеса практически невозможно, особенно в период посевной и уборочной кампаний. Например, силос, в силу высокой влажности, очень тяжелый и при стандартном заполнении грузовика, как правило, дает значительный перевес. Зерно и молоко-сырье — продукция со сравнительно невысокой стоимостью за тонну, поэтому возить ее на малотоннажном транспорте невыгодно. Автомобили с грузом более 8 тонн уже не соответствуют установленной разрешенной нагрузке на ось, следовательно, использование их для доставки продуктов и комбикормов в разные районы республики невозможно без уплаты штрафа.

Фото: d455e777eeРоссийское правительство, понимая, что такие поборы могут свести на нет усилия властей по импортозамещению в сельском хозяйстве, в конце июня этого года приняло постановление, в котором устанавливаются понижающие коэффициенты к расчетному размеру вреда дорожному покрытию в зависимости от степени перевеса. Например, при превышении предельных нагрузок до 5% коэффициент составит 0,016. То есть при таком небольшом превышении размер платы за перевес снижается более чем на 98%.

Однако перевозчики быстро поняли, что радоваться рано, — сам факт перевеса все равно является правонарушением, за которое ГИБДД может наказать штрафом как самого водителя, так и владельца груза и его получателя одновременно. Например, в конце марта компанией «Милком» для своей производственной площадки в Сарапуле перевозилось молоко, технические службы зафиксировали перегруз и ГИБДД выписала штраф по статье «Нарушение правил движения тяжеловесного или крупногабаритного транспорта» в сумме 400 тыс. рублей.

Передвижной пункт под ключ. Фото: волговятцентр.рфУже давно в Удмуртии работает система, при которой переработчики не ждут, когда производители привезут им молоко, а сами объезжают хозяйства, используя дорогостоящий транспорт повышенной проходимости. Изменение этой схемы в угоду жестким требованиям весового контроля будет означать неминуемый рост издержек за заготовку сырья для переработчиков, а значит, и рост розничных цен. Регулярная уплата штрафов, подобных мартовскому штрафу «Милком», также неминуемо приведет к проблемам с рентабельностью производства.

По нашим временам ждать от властей послаблений не приходится, тем не менее на днях появился шанс вывести ситуацию из тупика — Миндортранс Удмуртии выложил на своем сайте для общественного обсуждения проект постановления правительства Удмуртии, обнуляющий показатели размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, перевозящими дорожно-строительную технику или молоко.

Как рассказала мне сотрудница Миндортранса УР, курирующая прохождение этого документа, Татьяна Подойницына, 4 августа проект был выставлен на обсуждение. До 18 августа министерство будет собирать по нему предложения общественности и участников рынка, затем постановление пойдет в правительство.Перевес — это когда превышены заводские ограничения по грузоподъемности, все остальное спорно. Фото: autoria.biz

По просьбе «ДЕНЬ.org» один из представителей малого бизнеса в сфере грузоперевозок выяснил в Миндортрансе Удмуртии детали законопроекта. Начальник отдела строительства, ремонта и содержания автодорог Вадим Кравцов пояснил, что в случае принятия постановления об обнулении суммы ущерба грузоперевозчики, связанные с молочной и дорожно-строительной отраслью, все равно должны будут получать в министерстве специальные разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, только это уже не будет так дорого.

Сегодня, по словам Вадима Кравцова, стоимость такого разрешения может доходить до 500 тыс. рублей. Согласно действующим правилам разрешение выдается на конкретный автомобиль с учетом оговоренного маршрута, поэтому, если по каким-то причинам грузоперевозчику нужно поменять автомобили на маршруте, разрешение нужно будет получать заново.

В случае принятия постановления, как пояснил Вадим Кравцов, поскольку размер ущерба обнулится, грузоперевозчикам потребуется заплатить за выдачу разрешения только госпошлину в размере 1 600 рублей. Доходило же до абсурда — для того чтобы начать ремонт дороги, нужно перевезти к месту строительных работ дорожную технику, а это уже попадает в разряд перевозок тяжеловесными транспортными средствами. В результате нужно было либо получать дорогостоящее разрешение, либо платить штрафы. То и другое требует дополнительных бюджетных затрат, откуда их брать — секвестрировать расходы на дорожную отрасль?

Вот такой кран не может двигаться по Удмуртии без штрафов за перевес. Фото: chelyabinsk.spectehinfo.ruИнтересен в этом смысле недавний иск казенного учреждения «Безопасность дорожного движения Удмуртской Республики» к ООО «Компания Чайковский кирпичный завод» о взыскании ущерба автодорогам Удмуртии, нанесенного их автокраном КС-35715. Еще в январе 2013 года на 43-м километре автодороги Ижевск — Воткинск сотрудники весового контроля установили факт превышения ограничений по осевым нагрузкам. Ответчики оспорили иск тем, что никаких изменений в конструкцию автокрана не вносилось, никаких дополнительных утяжелений не было, то есть нагрузки на оси соответствуют технической документации. Получается, что изготовленная в России техника не может ездить по российским дорогам, не уплачивая регулярно сотни тысяч рублей. В результате Арбитражный суд Пермского края отказал истцу в удовлетворении иска.

Пока в KPI чиновников Агентства инвестиционного развития Удмуртии входят показатели количества рассмотренных заявок и объем инвестиций по проектам, включенным в реестр инвестиционных проектов УР, вряд ли стоит ожидать более жесткого отбора проектов, претендующих на статус приоритетных для республики... Читать далее...То же самое и с молоковозами — если грузоперевозчик не превышает предельной загрузки, регламентированной изготовителем, почему он не может свободно подъехать к месту своей загрузки и выгрузки. Если у нас так плохи дороги, что по ним нельзя ездить транспорту, загруженному в соответствии с заводскими техническими нормами, то, может, нужно не поборами обкладывать производителей, а сделать наконец-то дороги, соответствующие той технике, которая по ним движется?

Во многих российских регионах подобные меры уже приняли. Например, в Томской области принято решение с учетом невозможности перевозки молока в неполных емкостях без потери потребительских свойств или риска его порчи отнести молоко-сырье к неделимому грузу и так же, как в нашем проекте постановления, установить нулевой размер вреда дорожному покрытию. Получается, что переработчики Томской области сегодня имеют неоспоримое конкурентное преимущество перед нашими.