Запрос на сильные личности. Дискуссия о судьбе удмуртской интеллигенции прошла в музее ИЗО в Ижевске

Надежда Рысьева

Дискуссия вокруг картины Петра Ёлкина «Слушая голос поэта» прошла в Удмуртском музее изобразительных искусств в Ижевске. Через воспоминания об удмуртском поэте Флоре Васильеве известные представители удмуртской интеллигенции рассуждали о влиянии цензуры и партийных установок на творческую и научную деятельность в советское время и впервые рассказали о деталях полотна, в том числе о стуле КГБ. 

Александр Шкляев, Петр Ёлкин и Владимир Владыкин. Фото: ©«ДЕНЬ.org»Мода на выставку одной картины добралась и до Ижевска. Подобный формат был провозглашен на экспозиции народного художника Удмуртии и заслуженного художника России Петра Ёлкина в музее ИЗО. Но, по сути, не был таковым, поскольку в двух пространствах были собраны различные полотна художника. Однако, действительно, картина «Слушая голос поэта», благодаря своему центральному положению и присутствию на ней нескольких известных в Удмуртии фигур, привлекала взгляды.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»Картина «Слушая голос поэта» (1980–1981 гг.) написана под впечатлением от трагической гибели Флора Васильева в дорожной аварии. Её герои — уже в те годы известные и знаковые для культуры Удмуртии люди, определявшие вектор ее развития.

В ходе встречи планировалось восстановить ключевые дискуссии рубежа 70–80-х годов, поговорить о соотношении советской, удмуртской и общемировой культуры.

Через целых 30 лет едва не удалось восстановить композицию картины, воссоздав ее с помощью вновь собравшихся героев полотна. 

Фото: ©«ДЕНЬ.org»«Долго мучился, как соединить их — заместителя председателя Верховного Совета Юрия Кедрова (в период написания картины был собственным корреспондентом ТАСС, позже председателем Госкомитета по телевидению и радиовещанию УАССР, редактором «Удмуртской правды». — Прим. ред.), директора Удмуртского научно-исследовательского института истории, языка и литературы Кузьму Куликова, литературного критика Александра Шкляева, этнографа Владимира Владыкина, поэта Флора Васильева и себя как художника. Наконец, пришла идея — все мы собрались у меня в мастерской и слушаем пластинку, вложенную в сборник стихов, вышедший в Москве в те годы, на которой сам Флор Иванович читает свои стихи».

Фото: ©«ДЕНЬ.org»На картине собраны известные в Удмуртии люди, начинавшие свой творческий и научный путь в конце 70-х годов. Очевидно, что каждой фигурой, изобразив политика, журналиста, критика, историка и художника — словом, удмуртскую интеллигенцию, автор что-то хотел сказать.

На вопрос о «слове», звучащем сквозь годы, ответил литературный критик Александр Шкляев. По его мнению, незавершенный портрет Флора Васильева, который находится за спинами героев картины, в качестве метафорического образа актуален и сегодня.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»«Не знаю, понимали ли мы тогда полноту всей потери. Думаю, осознавали ее лишь на уровне интуиции и предчувствий. Но сейчас думаю, что уход Флора Ивановича был огромной трагедией. Понимаете, в удмуртской культуре всегда не хватало каких-то очень значимых личностей, которые бы продвигали эту культуру. И Флор Иванович был одним из первых писателей, который выходил на тот круг потрясающих литераторов народов России. Буквально на взлете Флора Васильева не стало. И сегодня это сознается. Портрет писателя не дорисован, а в метафорическом смысле он не дописан в плане глубокого осмысления его творчества. Ведь Флор Иванович был еще и политик, он политику сочетал с поэзией», — погрузился в воспоминания Александр Григорьевич.    

Фото: ©«ДЕНЬ.org»Вспомнили герои картины и презабавные моменты создания полотна. Как оказалось, известный удмуртский историк Кузьма Куликов сидит на переднем плане в кресле, принесённом в мастерскую художника майором КГБ. А после презентации картины общественность негодовала по поводу очень уж величественной позы Кузьмы Ивановича и вопрошала: «Почему он сидит как царь?» Очевидно, указывая на империалистический образ героя, что в элемент социалистической реальности не укладывалось.

В 70–80-х годах в СССР все без исключения произведения искусства, литературы создавались под контролем со стороны партии и оценивались с точки зрения коммунистической морали и ее идеологии. Словом, после хрущевской «оттепели» вновь обрела силу фраза, провозглашенная Оруэллом еще в 1948 году: «Большой брат следит за тобой». Элемент соцреальности должен был присутствовать во всем, а идеи и точки зрения по поводу культурного развития народов высказываться в рамках советской почвы, естественно, не допускался и намек на отклонения от принятого образа жизни и мыслей. В этих условиях создавалась картина «Слушая голос поэта», объединившая в одной плоскости представителей удмуртской интеллигенции, которым тогда было лет по тридцать — сорок. 

Фото: ©«ДЕНЬ.org»Под занавес встречи высказывались мысли о сюжетах, не столь отдаленных временем. В частности, какой сегодня предстает современная удмуртская элита примерно того же возраста, что герои на полотне Ёлкина.

«Я ее не знаю, возможно, в силу того, что не преподаю уже три года. Но, допустим, удмурты выбирают депутатов для себя, а когда речь доходит до дела, некого выдвинуть. Понимаете, не взрастили. Стихи мы создаем, картины пишем, а в политику идти еще боимся, в экономику, юриспруденцию не идем, потому неконкурентоспособны. А раньше были: удмуртом был потрясающий ректор Казанского авиационного института Кожевников, Ложкин, который создал эти звезды над Кремлем, один из лучших инженеров, тоже удмурт. Один из управляющих банком в Японии — удмурт. Были они, есть и среди моих учеников, а многих других, я, возможно, не знаю», — прокомментировал доктор исторических наук Владимир Владыкин.

Очевидно, ответом на вопрос о существовании и масштабах удмуртской интеллигенции может стать фраза Александра Шкляева: «В удмуртской культуре всегда не хватало людей, которые бы продвигали эту культуру». А главное, отсутствие этой самой элиты на знаковой встрече. Еще не взрастили? Либо они попали под процесс «закручивания гаек», смысл которых — в притуплении национального самосознания народов?