Внимание, идет репетиция!

Анна ВАРДУГИНА

Сегодня артисты Театра оперы и балета УР вернулись на главную сцену, которая полтора года была закрыта на реконструкцию. На первой репетиции танцевали «Лебединое озеро».

 

«Мы сохранили всех артистов»

Возможности выйти на большую сцену артисты Театра оперы и балета ждали с тех пор, как в сентябре 2013-го вся зрительская часть, включающая зал и фойе, была закрыта на масштабную реконструкцию. Репетиции на время ремонта не прекращались: оперная и балетная труппы работали в двух небольших репетиционных залах. Но возвращение на главную сцену театра все артисты воспринимают как событие знаковое, подводящее черту под тем периодом, когда оперы и балета в Ижевске фактически не было.

Самый острый вопрос с того дня, когда было объявлено о продолжительной реконструкции театра, заключался в том, сможет ли театр сохранить труппу. В особенности опасения касались артистов балета, для которых два сезона без возможности полноценной работы на сцене казались слишком большой паузой в карьере. Поскольку сценический век артистов балета недолог (в 35 лет многие из них уже заканчивают танцевать) и каждый год на счету, то почти два сезона без новых ролей, без постоянной работы на публике казались слишком долгим «простоем».

Театр сделал все возможное, чтобы после реконструкции труппу не пришлось формировать заново. Директор театра оперы и балета Инна Галушко считает это самым большим достижением своей команды: «Мы сделали то, что многим казалось невозможным: сохранили всех артистов, с которыми начинали реконструкцию. Мы театр-завод, с постоянно работающими цехами, с непрекращающимся творческим процессом, и, конечно, мы понимали, что собрать заново труппу в 300 человек будет чудовищно сложно. Поэтому мы заранее начали продумывать, как в месяцы реконструкции будет работать коллектив. Цеха не прекращали свою деятельность: в корпусе, где они находятся, ремонта не было. Благодаря этому у нас готовы костюмы и декорации к спектаклю «Лебединое озеро», который, как мне кажется, поразит зрителей масштабом и красотой воплощения. И, что мне кажется не менее важным, мы приспособились к ситуации, дали артистам и зрителям возможность встреч. Театр подготовил несколько программ (в том числе программы для школьников по творчеству Есенина, Пушкина, Лермонтова), с которыми артисты ездили на гастроли по республике. Также на гастроли выезжали (и до сих пор выезжают) музыкальные комедии и оперетты. За полтора года, в течение которых длился ремонт, было сыграно более 350 выездных спектаклей. Раньше театр если и ездил по республике, то только в другие города. Теперь же спектакли театра увидели в районных центрах и крупных селах, где нашлись пригодные для приема труппы дома культуры. Гастроли, хотя и в гораздо меньшем объеме, будут продолжены и после завершения реконструкции. Это и возможность заработать (а это для театра очень важно), и воспитание нового поколения зрителей. Сейчас для детей каждый наш спектакль – это подарок, это новая для них эстетика, дверь в новый мир. А спустя годы они, возможно, вернутся к нам уже на оперы и балеты».

 

Новая визитная карточка театра

На сцене в эти дни продолжатся репетиции балета «Лебединое озеро», премьера которого назначена на 30 марта. Масштабный спектакль обещает стать новой визитной карточкой театра. Создается он при поддержке федеральной целевой программы «Культура России»: полмиллиона рублей на постановку выделены из федерального бюджета, еще 2,5 миллиона – из республиканского. По словам Инны Галушко и главного балетмейстера театра Николая Маркелова, от того «Лебединого озера», которое много лет шло в театре, новая версия будет отличаться разительно. Петербургский художник-постановщик С. Новиков создал масштабные, выдержанные в академическом духе декорации. Николай Маркелов сохранил классическую хореографию Петипа-Иванова в ключевых сценах и авторски переработал 3 акт. Уже на стадии репетиций спектакль вызвал ажиотаж: билеты на 4 премьерных спектакля в марте и апреле распроданы.

Партии Одетты и Одиллии репетирует солистка театра Эйми О’Донохью – выпускница знаменитого петербургского балетного училища им. Вагановой. Зрители нашего театра могли запомнить ее в балетах «Жизель» и «Щелкунчик». Партию принца Зигфрида в эти дни танцует молодой солист труппы Шота Анадорэ (Япония), но в день премьеры эту роль исполнит приглашенная звезда – лауреат международных конкурсов, премьер Академического театра оперы и балета Татарстана Михаил Тимаев. Анадорэ же, с его темпераментом характерного артиста, будет танцевать партию Шута. И надо заметить, что «японский колорит» ижевской балетной труппы весьма заметен: из 37 артистов балета, работающих сегодня в театре, 12 представляют именно эту страну (в том числе и солистка Эйми О’Донохью, которая, несмотря на ирландскую кровь своего отца, считает себя японкой).

 

Голоса прошлого и будущего

Оперная труппа сейчас репетирует программу «Amore. Vendetta. Morte» («Любовь. Месть. Смерть»), которую в театре называют своеобразным экскурсом в самые знаменитые музыкальные истории мести. Центральное место в спектакле займет одноактная опера Масканьи «Сельская честь». Кроме того, прозвучат отрывки из опер Верди, Чилеа, Каталани и Леонкавалло, объединенные темой ревности, предательства и возмездия. Спектакль будет показан дважды: 18 и 19 апреля.

Впервые после долгого перерыва на сцену Театра оперы и балета УР поднимется Наталья Ярхова. Десять лет назад она была самой яркой молодой солисткой театра, непревзойденной Кармен, оперной дивой новой формации – не только виртуозно владеющей голосом, но и исключительно артистичной, темпераментной, чувственной, эффектной. Довольно быстро она получила предложение стать солисткой Михайловского театра и все эти годы успешно работала в Санкт-Петербурге. В спектакле «Amore. Vendetta. Morte» состоится возвращение Натальи Ярховой в качестве солистки нашего театра. Впервые ижевская публика услышит голос и новой солистки театра, сопрано Ксении Долотовой – выпускницы Казанской консерватории, талант которой обещает ей одно из центральных мест в труппе. Приглашенной звездой станет солист московской «Геликон-оперы», участник телепроекта «Большая опера» баритон Алексей Исаев.